Глава четвёртая 

Князь Михаил Андреевич с супругой Княгиней Джулией 

Наше знакомство с Михаилом Андреевичем произошло уже в зрелые годы. Впервые мы увидели друг друга на пляже и не очень были заинтересованы друг другом. Однако наша общая подруга решила, что мы идеальная пара и обязательно должны быть вместе. Недолго думая, она организовала в честь нас вечеринку с огромным количеством русской водки.

Через пару месяцев мы снова встретились с Михаилом Андреевичем на пляже, и он рассказал мне, что в газете появилась статья неизвестного молодого человека, итальянца, который объявил себя незаконнорождённым сыном Михаила Андреевича. Его фамилия была Боттичелли, но вскоре выяснилось, что самозванец время от времени просто любит менять своё имя, объявляя себя потомком каких-нибудь известных персон. Именно на этой почте и завязалось наше общение с Михаилом Андреевичем. Позже мы решили пожениться.


Князь Михаил Андреевич с Княгиней Джулией в день свадьбы

14 июля 1993 года мы обвенчались по православному обряду в церкви Святого Владимира в Сиднее. Обряд венчание совершил протоиерей Николай Грант, настоятель храма, происходивший из дворянского рода Сомовых. На следующий день, 15 июля, в день рождения Михаила Андреевича, мы устроили празднование нашей свадьбы в парке Нильсена. Праздничную программу организовал мой племянник Марселло. Мы пригласили около 30 гостей на мероприятие. Было очень весело. Все поздравляли нас. Получилось семейное торжество с большим количеством друзей.


Князь Михаил Андреевич у себя дома в Сиднее. 1993 г. 

В этот же период мы стали получать невероятные новости из России. Мы узнали, что Советский Союз рухнул, и коммунизм как политическая идеология более не является основой общества. Над Кремлём снова реял национальный бело-сине-красный флаг. Михаил Андреевич воспринимал это как чудо. Он был до мозга костей противником коммунизма и в одном из интервью говорил: «большевизм от А до Я являлся великим злом». Но в перспективе возрождения монархии в России Михаил Андреевич сомневался, заявив австралийскому журналисту в 1992 году: «Лишь русский народ должен это решить, и никто более».

С изменениями в России и в личной жизни, у Михаила Андреевича также прибавилось много общественной работы. После смерти своего дяди князя Василия Александровича в 1989 году, спустя более чем год, 20 ноября 1990 года Михаил Андреевич стал протектором Мальтийского ордена православных рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского.

Православная ветвь Ордена ведёт свою историю от того момента, когда в 1798 году Наполеон Бонапарт занял Мальту и конфисковал всё имущество Мальтийского ордена. Многие рыцари укрылись в России, где большую поддержку им оказывал император Павел I, взявший Орден под своё покровительство. Русская традиция Госпитальеров продолжалась в России до революции. В эмиграции в 1928 году в Париже потомственные командоры решили сохранять традицию русского Ордена. Великим Приором стал великий князь Александр Михайлович, дедушка Михаила Андреевича.


Граф Николай Алексеевич Бобринский и графиня Татьяна Николаевна Бобринская 

В 1977 году в США граф Николай Алексеевич Бобринский решил «вдохнуть» новую жизнь в Орден. Центром Ордена стал Нью-Йорк. Николай Алексеевич потратил много сил для упрочнения связей между членами Ордена, сохраняя традиции и работая в области благотворительности. Отец Михаил Андреевича, князь Андрей Александрович, долгие годы был протектором Ордена. После его смерти протектором стал его младший брат князь Василий Александрович, а позже этот титул перешёл к его племяннику, моему мужу.

Быть приором Ордена, была высокая честь для Михаила Андреевича. По натуре он был не публичным человеком, но теперь его жизнь круто изменилась. Он стал участвовать во многих благотворительных вечерах Ордена, работать с русской эмиграцией, выступать на различных мероприятиях, собирая средства по всему миру для оказания помощи нуждающимся в России. В 1992 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил работу Ордена в России. В письме Его Святейшество говорилось: «…Я призываю Божие благословение на Вас, на членов Ордена и на его благотворительную деятельность, на помощь нашей Православной Церкви и русскому народу.  Да поможет Вам Господь».


Княгиня Джулия Романова и графиня Татьяна Бобринская 

Здесь же я хочу вспомнить супругу графа Николая Алексеевича – графиню Татьяну Николаевну Бобринскую, урождённую Тимашеву. Она прожила долгую жизнь в 98 лет. Татьяна Николаевна была дочерью известного в России русского социолога и правоведа Николая Сергеевича Тимашева, а её дедушкой был министр торговли и промышленности России Сергея Ивановича Тимашева. Татьяна Николаевна окончила Парижский университет со степенью бакалавра по философии, училась в США в Колумбийском университете. Она очень много помогала русским в Америке. Фактически она была «двигателем» Ордена, вдохновляя на многие важные дела. После смерти супруга в 2006 году, Татьяна Николаевна фактически возглавила все направления деятельности Ордена. Она приезжала в Россию, помогала обездоленным людям по всему миру. Даже перейдя рубеж 90-летия, она как неутомимая пчела постоянно находилась в работе. К сожалению, 14 марта 2022 года Татьяна Николаевна умерла, чуть-чуть не дожив до своего 100-летия. Мне её будет очень не хватать.