Глава седьмая 

Захоронение останков Императорской семьи 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе 

После долго расследования и приведения всех доказательств, российское правительство решило захоронить обнаруженные под Екатеринбургом останки императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, трёх дочерей и верных слуг. После консультации, в том числе с главой нашей семьи князем Николаем Романовичем, было принято решение, что останки будут погребены в Петропавловском соборе в 80-ю годовщину убийства. Это решение поддержал и Михаил Андреевич. Получив приглашение от российских властей приехать на церемонию, мы ни минуты не раздумывая, решили отправиться в Россию.


Представители Рода Романовых на Пискарёвском кладбище 

Особое волнение испытывал Михаил Андреевич, ведь до этого он никогда не был в России. Мы прилетели в Санкт-Петербург 10 июля 1998 года и участвовали во многих мероприятиях, посвящённым Романовым. Я хорошо запомнила наш визит на Пискарёвское кладбище, где мы почтили память погибших от ран и болезней защитников блокадного Ленинграда. Также мы посетили выставку в Смольном соборе, которая была посвящена семье последнего российского императора.


Князь Михаил Андреевич и Князь Эммануил Голицын в Санкт-Петербурге 

Немаловажную роль играло и то, что в это время в Россию приехало множество членов семьи со всех концов света. Глава нашего рода князь Николай Романович прибыл с супругой Звевой и дочерью Натальей из Италии, его брат Димитрий Романович с супругой Доррит из Дании. Из Лондона с детьми и супругой приехал князь Ростислав Ростиславович, а младший брат моего мужа князь Андрей Андреевич с сыновьями приехал из Калифорнии. Не могла пропустить эту церемонию и сестра Михаила Андреевича Ксения Андреевна. Несмотря на то, что за год до этого скончался её муж, она нашла в себе силы, чтобы приехать из Франции в Санкт Петербург.

Тогда же в России состоялась встреча Михаила Андреевича, его брата Андрея Андреевича и сестры. С братом они не виделись с 1960 года, считай сорок лет. И вот я помню такой интересный эпизод. Мы все вместе собрались за обедом и в этот момент братья говорили о погоде. Это после стольких лет разлуки! Удивительно! Недаром говорят, что все Романовы были сдержаны на свои чувства. На публике мой муж и его родные скрывали переполнявшие их эмоции.

Санкт-Петербург поразил меня своей красотой и величием. Православные храмы, дворцы, Александро-Невская лавра, на каждой улице, в каждом доме чувствовалось величие Российской Империи. Но тогда же я увидела бедность, Россия переживала не лучшие времена. Помню, как пожилые женщины стояли на улице и продавали выращенные на своих участках овощи и яйца. Меня поразили русские мужчины, они всегда очень галантно, как-то по-доброму относились к женщинам, даже незнакомым.


Князь Михаил Андреевич вместе с другими представителями Рода Романовых во время церемонии захоронения останков Императорской семьи 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе 

Церемония захоронения останков императора и его семьи состоялась 17 июля 1998 года в 80-ю годовщину со дня их убийства. За день до этого мы поехали в «Пулково», встречать 9 гробов из Екатеринбурга. Я хорошо запомнила, как торжественно проносили гробы, и играла траурная музыка. После траурный кортеж отправился по улицам города в Петропавловскую крепость и на всём расстоянии стояли люди и бросали цветы.

Православная служба – панихида, была скромной и в тоже время величественной. Михаил Андреевич позднее говорил: «Мы не хотели блеска, мы хотели тихой церемонии примирения». Мы наконец-то смогли предать многострадальные останки императорской семьи покою. Михаил Андреевич стоял в первой ряду среди старших представителей семьи и его переполняли эмоции. На церемонию приехал президент России Борис Ельцин, который произнёс исторически важную речь.

После церемонии, которая, на мой взгляд, примирила прошлое и настоящее России мы почувствовали некую неразрывную связь с Россией, которая только усилилась.


Князь Михаил Андреевич и Княгиня Джулия во дворце Бобринских на Галерной улице

Уехав на август 1998 года в Италию, в сентябре того же года мы снова вернулись в Россию. На этот раз мы приняли участие в благотворительном вечере, организованном Орденом Святого Иоанна Иерусалимского, который состоялся в родовом дворце графов Бобринских на Галерной улице в Санкт-Петербурге. С нами в этот же момент были наши друзья граф Николай Алексеевич Бобринский и его жена графиня Татьяна Николаевна Бобринская.

Ровно через пять лет, в сентябре 2003 года мы снова посещали Санкт-Петербург в рамках благотворительной работы Ордена. После мы поехали в Данию, чтобы передать вырученные на благотворительном вечере деньги для князя Димитрия Романовича, который возглавлял фонд нашей семьи «Романовы для России». Позже на эту сумму были закуплены слуховые аппараты для российских детей, многие из которых очень в них нуждались.