Глава третья 

Князь Андрей Александрович со второй супругой Надин и дочерью Ольгой 

Тем временем в Европе в семье Михаила Андреевича произошли важные изменения. В 1942 году его отец князь Андрей Александрович женился на англичанке Надин Сильвии Аде МакДугалл. Она была дочерью полковника британской армии и по материнской линии имела шведско-финские корни. Супруги поселились в родовом поместье Надин Провендер. В этом браке у Андрея Александровича родилась дочь Ольга Андреевна.


Венчание Княгини Ксении Андреевны и Кальхон Анкрама в Русской Православной Церкви в Лондоне 

Сестра Михаила Андреевича Ксения Андреевна в 1945 году в Лондоне вышла замуж за американского лётчика Кальхона Анкрама. Они жили в Германии и США, но брак окончился разводом. В 1958 году в Тегеране Ксения Андреевна вышла замуж за Джеффери Туфа, работавшего в системе здравоохранения Великобритании. Его первой женой была княжна Ольга Александровна Голицына, умершая в 1955 году. Ксения Андреевна вместе с мужем в 1970 году переехали во Францию, где и прожили до конца своих дней.


Князь Михаил Андреевич в 1947 г. 

Младший брат Михаила Андреевича Андрей Андреевич, в 1946 году уехал в США. Поселившись в Калифорнии, он стал известным художником и фотографом. Он трижды был женат и у него родилось трое сыновей.

Тем временем в Сиднее Михаил Андреевич нашёл себе новую работу. Имея инженерное образование, он устроился механиком в фирму, которая производила летающие лодки.

На свою скромную зарплату Михаил Андреевич арендовал комнату в жилом комплексе Паддингтон в Сиднее. Но ему едва удавалось сводить концы с концами. В 1948 году в австралийской газете «Daily Telegraph» появилась небольшая заметка о Михаиле Андреевиче под названием «Зовите меня Майк». Журналист Франк Онейл писал: «… Он сам стирает, сам готовит себе еду, сам чинит свои рубашки и по-прежнему “философски счастлив”». Далее мне бы хотелось привести отрывок этой небольшой заметки, рассказывающей о трудной жизни Михаила Андреевича в Сиднее. «Вчера вечером я встретил князя Майкла в русском светском клубе. Он сказал: “Вы можете называть меня просто Майк”. Я замешкался в поисках подсказки, услышав, как двое хорошо одетых русских называют его “Ваше высочество”. Майк выглядел как русский принц, хотя и был одет в защитную, поношенную спортивную одежду. Он слегка сложен, но жилист, у него карие глаза, зачесанные назад черные волосы и усы. Мы перенесли встречу на улицу Джорджа в магазин гамбургеров, где за двумя яичницами Майк ненадолго вспомнил былую славу. Он без сожаления говорил об обедах с европейской знатью, о частых встречах с королевской семьей. “Там никогда не было никаких денег в моей семье во время моей жизни”, - сказал он. “Большая часть фамильных драгоценностей была продана, потому что моей семье нужно было жить”. Он объяснил, что кольцо, которое он носил, было изготовлено им на фабрике в Сиднее. “Я никогда не знал, что значит владеть 10 фунтами, пока мне не исполнилось 18”, - сказал он. “Сейчас я получаю зарплату рабочего и могу жить только спокойной жизнью. Но я все ещё помню обещания, которые люди давали мне, и обещания, которые они позже нарушили”. Он с горечью говорил о коммунизме и подчеркивал, что на его мнение не повлияло то, что он был Романовым. “Если бы люди здесь только осознали опасности коммунизма – если бы они только могли увидеть ужасы, которые приносит эта болезнь”, - сказал он». Интервью заканчивалось характерной фразой: «Майкл сказал, что ему нравятся австралийцы, но он не может понять их образ жизни».

К концу 40-х годов русская колония была ещё незначительна, а представителей аристократических отпрысков можно было подчитать по пальцам одной руки. Одним из таких аристократов был Михаил Евгеньевич Карцов, сын генерала Евгения Петровича Карцова, героя Первой Мировой войны, убитого в 1917 году в Риге кем-то из дезертировавших солдат. Матерью Михаила Карцова была Елизавета Михайловна Стуковенко, которая с сыном смогла выехать за границу, где она вышла замуж за князя Николая Николаевича Сайт-Витгенштейна. Михаил Карцов познакомился с Михаилом Андреевичем, когда последний был в годы войны отправлен в Сидней. Они подружились и даже на свадьбе Михаила Карцова с Роной Тейлор, в 1948 году, Михаил Андреевич был шафером со стороны жениха.


Князь Михаил Андреевич с первом супругой Эстер Блаш Мэрфи в день свадьбы  

Вскоре и сам Михаил Андреевич женился. 24 февраля 1953 года в Сиднее состоялась его свадьба с Эстер Бланш Мэрфи. Друзья звали её коротко – Джилл. Она родилась 21 октября 1921 года в городе Хормаш, штат Виктория, Австралия. Эстер Мэрфи владела магазином платьев в Сиднее, успела пожить в Лондоне, где училась на дизайнера. Вернувшись в Австралию, она познакомилась с Михаилом Андреевичем, и вскоре он сделал ей предложение. На самом деле Эстер Мэрфи исходила из корыстных побуждений, чем чувств. Она решила, раз Михаил Андреевич имеет титул, британская королева приходится ему кузиной, значит, он обладает большими деньгами.

Венчание супругов прошло во Владимирской церкви в Сиднее. Обряд совершил архимандрит Феодор (Пудашкин). После венчания в «Русском клубе» состоялся приём на 100 человек. Среди приглашённых был капитан 1-го ранга, герой Первой Мировой войны, первый командир Шанхайского русского полка Николай Георгиевич Фомин. Одному из журналистов он сказал: «Дедушка князя Майкла был адмиралом Императорского флота, а я старший офицер военно-морского флота Белой России в Австралии». Нужно привести одну любопытную деталь. В свидетельстве о браке под графой “звание или профессия отца” со стороны Михаила Андреевича было написано “князь России”. Однако невеста сказала журналистам: «Я никогда не думала о том, чтобы стать принцессой».

Но семейного счастья не вышло. Очень скоро Эстер поняла, что никаких капиталов Михаил Андреевич не имеет. В сентябре 1953 года она подала на развод, который был очень быстро подтверждён судом. Насколько мне известно, позже она переехала на Гавайи, там снова вышла замуж, но позже вернулась в Австралию, где и умерла 1 августа 2006 года.


Князь Михаил Андреевич и Ширли Крамонд в день свадьбы 

Второй раз Михаил Андреевич женился спустя год. Его избранницей стала Ширли Элизабет Крамонд. Она родилась 4 марта 1916 года в Брисбане. Её родителями были Гордон-Роу Крамонд и Дорит-Элизабет Чапман. Семья была многодетной: два сына и две дочери. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Новую Зеландию, где Ширли получила образование, а затем работала в театре и в области моды. Вернувшись в Австралию в 1940 году, в Брисбене Ширли работала в школе моделирования и менеджмента. Скромная свадьба Михаила Андреевича и Ширли состоялась 23 июля 1954 года в Сиднее. Друзья описывали её как «стройную брюнетку с безупречным чувством стиля». В Сиднее Ширли работала швеёй и модельером. Она умерла 20 июня 1983 года от онкологического заболевания. В браке они не имели детей.

Постепенно жизнь Михаила Андреевича в Австралии налаживалась. Со временем он открыл бизнес по отделке интерьеров, имея большой талант в резьбе по дереву, металлу и тканям. Михаил Андреевич был отличным пловцом. Его можно было часто увидеть на пляже Бонди или отдыхающим в парке. Он любил музыку и его вечера часто заканчивались игрой на балалайке до поздней ночи. 


Князь Михаил Андреевич (справа) вместе со своим дядей Князем Василием Александровичем (слева) и двоюродным братом Князем Никитой Никитичем (второй слева) в США  

В общем, его жизнь была тихой и размеренной. Друзья в шутку называли его «княженька». Он не выезжал в Европу, лишь один раз побывал в США, отправившись в гости к брату, князю Андрею Андреевичу в Калифорнию, в 1960 году. Во время поездки он также посетил своего дядю князя Василия Александровича. Со своими родственниками, которые были разбросаны по всему миру, он состоял в основном в переписке.

В 1979 году князья и княгини Российского Императорского Дома, родившиеся до падения монархии, решили создать семейное объединение для укрепления связей. Так было учреждено Объединение членов рода Романовых. В этом семейном союзе объединились практически все Романовы, включая и Михаила Андреевича.