Глава восьмая 

Письмо Князя Михаила Андреевича Президенту России В.В. Путину 

В 2001 году в России началось обсуждение возможности переноса из Дании праха императрицы Марии Фёдоровны в Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Движущей силой в процессе вновь стал князь Николай Романович. Но поскольку Мария Фёдоровна не оставила письменного завещания о своей посмертной воле, а сам Николай Романович не являлся прямым потомком императрицы, то для щепетильных датчан важно было мнение потомков Государыни. К тому моменту времени Михаил Андреевич был старшим среди правнуков императрицы. В 2002 году он написал письмо в адрес Президента России, выразив своё мнение по поводу грядущего перезахоронения: «Как старший из внуков великой княгини Ксении Александровны, старшей дочери императрицы Марии Фёдоровны, в прошлом году я просил моего кузена князя Николая Романовича, главу Дома Романовых, передать Вам и моё желание, чтобы моя прабабушка была бы похоронена в надлежащем ей месте, и по её желанию, рядом с гробом ея мужа императора Александра III... Все мы желаем это, и таким образом все мы, члены исторического Российского Императорского Дома, будем иметь радость, благодаря Вашему решению, достичь осуществления этого нашего желания».


Князь Михаил Андреевич с Княгиней Джулией в Петергофе 

Перезахоронение состоялось в сентябре 2006 года. В Россию мы приехали через Европу вместе с группой австралийских членов Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. До этого мы отдыхали в Италии и Венгрии. Когда мы прибыли в Санкт-Петербург 27 сентября 2006 года, гроб с останками императрицы Марии Фёдоровны уже перевезли морей из Дании в Россию, и он находился в Готической капелле в Петергофе. Мы посетили это историческое место. Капелла – камерный храм, но говорят, что императрица любила молиться именно здесь. Нас тронуло, что многие простые люди приехали издалека, чтобы почтить память императрицы Марии Фёдоровны.  


Панихида в Исаакиевском соборе 

На следующий день в Исаакиевском соборе состоялась панихида, которую отслужил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор потряс меня своей величественностью и красотой. Православная служба отличалась особым благолепием. Хор пел чудесно. Думаю, императрица Мария Фёдоровна была бы рада увидеть, как её встречают дома.


Князь Михаил Андреевич с Князем Димитрием Романовичем, Князем Николаем Романовичем и Иваном Фараче на церемонии перезахоронения Императрицы Марии Фёдоровны 

Погребение праха состоялось в Петропавловском соборе рядом с могилой мужа императора Александра III. После стольких лет изгнания она смогла вновь упокоиться рядом с родными. Помню, с каким благоговением я и Михаил Андреевич подходили к склепу, чтобы бросить горсть невского песка на гроб его прабабушки, которую он помнил по своим детским воспоминаниям. Ещё один важный момент в этой истории. Как только церемония закончилась над ангелом Петропавловского собора, вдруг возникла радуга – особый знак. Но, к сожалению, для Михаила Андреевича эта поездка в Россию оказалась последней.