Глава пятая

Княгиня Ксения Андреевна во Франции 

Летом 1994 года мы с Михаилом Андреевичем решили отправиться в путешествие в Европу. Наша первая остановка была в Италии. Для Михаила Андреевича эта тоже страна была родной, поскольку его дедушка со стороны матери – Фабрицио Сассо-Руффу был итальянцем.

Мы посетили город моего детства Милан, я показала ему наше бывшее «палаццо». Там же мы навестили моего брата и его семью. Во Флоренции мы навестили моих старых знакомых. Дальше мы отправились во Францию, где в местечке Руффиньяк жила сестра Михаила Андреевича – Ксения Андреевна с мужем Джеффери Туфом. В 1970 году они переехали сюда, купив старинный охотничий дом ещё XIV века. Для Михаила Андреевича эта была радостная встреча с сестрой, ведь они не виделись с началом войны, когда он был отправлен в район Тихого океана.

Супруги Туф жили уединённой и частной жизнью. Рядом стояли виноградники, поля, раскинувшиеся до горизонта и кустарники различных сортов ягод, которые Ксения Андреевна собирала летом. Я думаю, Ксения Андреевна с мужем были очень счастливы в такой глуши, вдали от благ цивилизации.


Князь Михаил Андреевич (справа) в доме своей мачехи Провендер 

Отдохнув во Франции, мы отправились в Великобританию. В Лондоне навестили мою сестру Франческу, которая до сих пор живёт там и работает иллюстратором детских книг. В графстве Кент мы погостили у сестры Михаила Андреевича Ольги, а также увидели её мать Надин, мачеху Михаила Андреевича. Они никогда не общались «вживую», поскольку отец Михаила Андреевича женился на Надин в 1942 году, когда уже шла война, и он сам был на фронте. Надин жила в старинном поместье Провендер, которое было построено в XIII веке недалеко от Фейвешема в графстве Кент. Дом буквально дышит историей и средневековьем. Там же рядом находится сельское кладбище, где нашёл своё упокоение отец Михаила Андреевича князь Андрей Александрович. Он умер в 1981 году, и Михаил Андреевич не смог приехать на его похороны в Великобританию.

По рассказам Ольги Андреевны её отец очень любил жить в провинции, заниматься садом, выращивать дыни и кабачки. Он не любил светские приёмы и всегда старался поменьше выезжать на какие-либо торжества.

В Кенте мы застали сестру и брата Надин. Им уже было к 90, но они были бодры и много шутили, вспоминая старую и добрую викторианскую Великобританию, свидетелями которой они были. Их рассказ уносил нас в далекое прошлое и это прошлое, казалось бы, вновь воплощалось в реальность. Побывав во многих местах, мы с большим багажом воспоминаний и массой впечатлений вернулись обратно в Сидней.