Живопись XVII века


В живописи XVII в. усилилось авторское начало. Немало икон имели подписи, все четче ощущались отличия в творческой манере мастеров. Впрочем, новшества не стоит преувеличивать. Анонимная струя по–прежнему преобладала.

Живопись первых десятилетий XVII в. поражала необычайной разноплановостью. В ней усилилась национальная составляющая. Это ощущалось не только в стилистике, но и в многочисленности изображений русских святых. При этом мастера сознательно ориентировались на традиции досмутного времени.

В середине — второй половине XVII в. в живописи произошли серьезные изменения. Они связаны с творчеством мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты. Используемые ими новые художественные приемы сложились не в процессе эволюции отечественного искусства, но являлись результатом заимствования европейского опыта. Ярче всего новые тенденции проявились в работах Симона Ушакова (иконы «Спас Нерукотворный» (1658), «Троица» (1671)

Оружейная палата

Большим источником пополнения казны служили мастерские московского Кремля, существовавшие при царском дворе. Мастерские именовались «палатами» и размещались в каменных помещениях. Оружейная палата находилась в трёхэтажном здании рядом с Троицкими воротами и занимала два верхних этажа. Первое упоминание о ней относится к 1547 году.

С момента своего создания — до конца XVI века Оружейная палата функционировала как хранилище царского оружия: сабель, бердышей, кольчуг, лат, шлемов. Кроме того, в палате изготавливали холодное и огнестрельное оружие, а также оборонительные доспехи для вооружения государственной армии. Рядом с мастерами работали живописцы, в том числе Симон Ушаков, Фёдор Зубов, Богдан Салтанов, Иван Безмин, Василий Познанский. В их задачу входило расписывать царские хоромы, соборы Кремля, иконы и парсуны. Главой Оружейной палаты назначали оружничих, а с конца XVII века века — бояр и окольничьих: князя Бориса Репнина, Григория Пушкина, Богдана Хитрово, Ивана Языкова, Петра Шереметева, Михаила Лихачёва, Фёдора Головина и других.

Расцвет Оружейной палаты пришёлся на начало и середину XVII века, когда в результате централизации русского государства в Москву было привезено множество мастеров из Новгорода, Владимира, Суздаля, Мурома, Казани, Великого Устюга. Более того, благодаря политике Алексея Романова, войско было перестроено на европейский лад, что позволило улучшить производство оружия. Работники Оружейной палаты также занимались вопросами обеспечения вооружённых сил и заключением сделок на поставку в Россию. Благодаря постоянно обновляющейся базе работников изготовляемые объекты отличались разнообразием орнаментов и форм. В то же время условия работы труда оставались тяжёлыми.

С начала XVII века Оружейная палата руководила приказами, впоследствии вошедшими в её состав: Бронным (просуществовавший с 1575 по 1610 год), Иконным (1621—1638), Соборного дела (1642—1643), Ствольным (1647—1695), Мушкетного дела (1653—1654), Серебряной (1613—1700) и Золотой палатами (1613—1700). В 1700 году кремлёвские мастерские стали сокращаться, а с началом Русско-шведской войны деятельность Оружейной палаты была переформирована на военный лад: мастера массово изготавливали амуниции для армии, а также ручное огнестрельное и холодное оружие.

Иконы «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова (1658) 

«Троица» Симона Ушакова (1671) 

Отдельное место в истории живописи XVII в. занимали парсуны. Они возникли как результат заимствования приемов европейского искусства. Парсуны лишь в отдаленной мере можно считать предтечей светского жанра портрета. Их существование было вызвано религиозными причинами: древнейшие из известных парсун являлись надгробными изображениями (изображениями умерших людей). К тому же, при внешнем сходстве с портретом, парсуна несла в себе множество иконных черт (лицо модели подчеркнуто благообразно, фигура неподвижна и т. д.). 

Парсуна царя Федора Ивановича (между 1598 г. и серединой XVII в.)

Парсуна боярина Михаила Васильевича Скопина Шуйского (XVII в.)

Парсуна царя Федора Алексеевича (1686) 

Мозаика - техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.

Начало мозаичного искусства в России связано с эпохой Киевской Руси и принятием христианства от Византии. После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Да и после татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно она была заменена более дешевой техникой фрески. Не стало мастеров, утраченными оказались секреты изготовления смальты. Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое.

Но в XVIII веке мозаичную технику в России возродил великий ученый М.В. Ломоносов, который практически заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики.

Фреска-живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей зданий. При высыхании фрески приобретают особую прочность, что позволяет им сохранить первозданный вид даже спустя несколько веков.

Фрески Успенского собора Кирилло–Белозерского монастыря 

В частности, в 1641 г. был расписан Успенский собор Кирилло–Белозерского монастыря. Его фрески отчасти напоминают искусство XI в.: фигуры приземистые, массивные, богатырские. 

Фрески Успенского собора Кирилло–Белозерского монастыря 

Фрески Успенского собора Княгинина монастыря 

во Владимире (1647–1648)

Совсем иначе выглядят росписи Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире (1647–1648). Они близки к «строгановскому письму»: утонченные, хрупкие, едва касающиеся земли фигуры, рассчитанные на эстетическое восприятие.

Фрески Успенского собора Княгинина монастыря 

во Владимире (1647–1648)

Фрески в церкви Пророка Ильи в Ярославле (1647-1650)

Уникальным памятником в истории живописи XVII века в России являются фрески в церкви Пророка Ильи в Ярославле, над которыми работали художники из Оружейных палат. Особенностью этих фресок являются сцены из реальной жизни, которые преобладают над библейскими сюжетами. 

Фрески в церкви Пророка Ильи в Ярославле (1647-1650)

Миниатюра – вид изобразительного искусства, который представляет собой живописные и графические произведения малых форм, как правило помещенные в книгу. С древних времен книги составляли не только текст, но и миниатюры, помогающие лучше принять описываемые в книге события.

Книги XVII века, иллюстрированные чуть не на каждой странице, рассказывают обо всем — от будничной жизни простых людей до крупных исторических событий. Многие сюжеты отразили тему патриотической борьбы за национальную независимость, которой была насыщена история русского народа. Миниатюрист с документальной точностью передает детали быта, орудия труда, утварь, одежду, оружие, церковную и светскую архитектуру. Некоторым сценкам он придает юмористическую окраску. В оформлении книги отразилось народное творчество, полнокровное и жизнелюбивое.

В 70—80-е годы XVII века изображение человека в миниатюре становится более индивидуальным, появляются портреты, в которых тонко подмечены особенности внешности изображенного, его характер. В художественных приемах заметно тяготение к передаче светотени и объема, усложнению перспективных построений.

Нередко в конце книг писцы и художники оставляли записи о том, где и когда создавалась книга, кем и по чьему заказу. Прекрасным примером миниатюр, относящихся к XVII веку является миниатюра «Битва войск Александра Невского». 

Древнерусская книжная миниатюра Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера. Миниатюра из рукописи XVII в. 

Несомненной заслугой мастеров XVII века явилось то, что они впервые в России попытались заговорить языком искусства о простом, земном человеке; историческая ограниченность их проявилась в том, что разрозненные реалистические наблюдения еще не составили в целом нового творческого метода, не выражали нового подхода художника к явлениям действительности. Это стало исторической задачей искусства последующего времени.