Кантеле

КАНТЕЛЕ (сев.-ка­рел., фин. kantele, от про­то­бал­тий­ско­го *kantle̅s), струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент ти­па цит­ры. Род­ст­вен­ные ин­ст­ру­мен­ты – эстонский кан­нель, ли­товский канк­лес, ла­тыш. кок­лес. Ин­ст­ру­мен­ты «клас­си­че­ско­го» ви­да име­ют пло­ский долб­лё­ный кор­пус, вее­ро­об­раз­но рас­по­ло­жен­ные стру­ны (в ар­ха­ич. ва­ри­ан­те ка­рел. К. име­ло 5 струн). Функ­цио­ни­ро­вал как соль­ный ин­ст­ру­мент, со­про­во­ж­дал пе­ние (на К. иг­ра­ли, напр., ме­ло­дии ру­ни­че­ских пе­сен). Со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям И. В. Ты­ну­ри­ста, «кан­те­ле­вид­ный» ин­ст­ру­мент был рас­про­стра­нён по все­му ареа­лу балт­ских и при­бал­тий­ско-фин­ских на­ро­дов ещё до их со­при­кос­но­ве­ния с вост. сла­вя­на­ми (т. е. до сер. 1-го тыс.). Ло­каль­ный ва­ри­ант ин­ст­ру­мен­та – К. с «от­крыл­ком» (часть де­ки, вы­сту­паю­щая за ли­нию кол­ков; слу­жит для уси­ле­ния зву­ка и как опо­ра для ле­вой ру­ки иг­раю­ще­го) – рас­про­стра­нил­ся по­сле 14 в. у тех групп бал­тов (лат­га­лы) и при­бал­тий­ских фин­нов (веп­сы, эс­тон­цы-се­ту), ко­то­рые пе­ре­ня­ли рус. пля­со­вые наи­гры­ши на кры­ло­вид­ных гус­лях. На­зван­ные 2 ви­да ин­ст­ру­мен­та встре­ча­лись в сель­ском бы­ту до сер. 20 в. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние К. в гор. куль­ту­ре Фин­лян­дии и Ка­ре­лии в сер. 19 в. свя­за­но с пуб­ли­ка­ци­ей эпо­са «Ка­ле­ва­ла». В сер. 19 – 1-й пол. 20 вв. из­го­тав­ли­ва­лись ин­ст­ру­мен­ты б. ч. с клеё­ным кор­пу­сом (с тон­ки­ми стен­ка­ми), с боль­шим ко­ли­че­ст­вом па­рал­лель­но рас­по­ло­жен­ных струн; из­ме­ни­лись на­строй­ки (Э. Лён­нро­ту при­над­ле­жит од­на из пер­вых по­пы­ток со­зда­ния К. с хро­ма­тич. стро­ем) и спо­со­бы иг­ры; осно­вой ре­пер­туа­ра ста­ли тан­це­валь­ные наи­гры­ши. Бы­ли раз­ра­бо­та­ны мо­дер­ни­зи­ров. ин­ст­ру­мен­ты, в ви­де се­мейств по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние в ор­ке­ст­рах и ан­самб­лях нар. ин­ст­ру­мен­тов (напр., в Нац. ан­самб­ле пес­ни и тан­ца Ка­ре­лии «Кан­те­ле», ос­но­ван­ном в 1936). Ны­не в кон­церт­ной прак­ти­ке ис­поль­зу­ют­ся са­мые раз­ные ви­ды ин­ст­ру­мен­тов, вклю­чая ста­рин­ные. 

Кантеле // Большая российская энциклопедия. - URL: https://old.bigenc.ru/music/text/2042215/ - Загл. с экрана.

МАТТИ-ВЕСЕЛЬЧАК

КАРЕЛЬСКАЯ СКАЗКА

    Жили старик со старухой. Бы­ло у них два сы­на.

    Старшего звали Тойво-неулыба. Хороший он был, работящий, только уж очень хму­рый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает - трубку курит, пыхтит. Рыбу на озере ловит - молчит, сосну в лесу рубит - молчит, лыжи мастерит - молчит.

    Вот он какой был, Тойво-неулыба!

А младше­го звали Матти-весельчак. Хороший он был парень - песни поет, разго­варивает – весело смеется.

    Умел он и на кантеле* играть. Как начнет струны перебирать, как заиграет плясовую - никто на месте не устоит, сами собой ноги в пляс идут.

    Вот он какой был, Матти-весельчак!

    Поехал раз Тойво-неулыба в лес по дрова. Отвел сани в сторонку, закурил трубочку, выбрал сосну хорошую и давай рубить.

    Пошел по лесу стук да треск. А возле той сосны медвежья берлога была.

    Проснулся хозяин-медведь:

     Это кто стучит, мне спать не дает?

    Вылез из берлоги, глядит: парень работает, сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят.

    Ух, рассердился медведь!

     Ты зачем в моем лесу стучишь, спать мне не даешь? Зачем куришь-дымишь? Убирайся вон!

    Да как хватит Тойво лапой. У того только куртка затрещала. Выронил Тойво топор, покатился по снегу, перекувырнулся да прямо в сани и свалился. Испугалась лошадь, дернула, и понеслись сани по суг­ро­бам, по пням, по по­лям, да и вы­вез­ли Той­во из ле­су. Вот оно как было!

    Приехал Тойво-неулыба домой - ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив.  Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны, печку топить нечем.

    Вот поехал в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле. Едет играет и песню поет. Приезжает Матти в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит.  Эге, да здесь Тойво рубил!

    Отвел сани в сторонку, поднял топор, собрался сосну рубить, да раздумал. Дай­ка сначала на кантеле поиграю веселей работа пойдет!

    Вот он какой был, Матти-весельчак! Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:

     Кто это звенит, мне уши щекочет?

    Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, щеки румяные, глаза веселые, а сам песню поет.  Запросились у медведя ноги в пляс.

    Заплясал медведь, затопал, заревел:

     Ух, ух, ух, ух!

    Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:

Эй, парень, научи меня на кантеле играть. Вот бы медвежата мои заплясали!

     Можно, говорит Матти-весельчак, отчего не научить!

    Сунул медведю кантеле в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам, ох как худо играет!

     Нет, говорит Матти, - плохо ты играешь. Надо тебе лапы тоньше сделать.

    Повел он медведя к толстой ели, расщепил ее топором и в щель клин вставил:

     Нука, хозяин, сунь лапы да держи, пока я не скажу. Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин - медведю лапы-то и прищемило.

    Заревел медведь, а Мат­ти смеется:

     Терпи, терпи, пока лапы тоньше не станут. Без муки нет науки!

     Не хочу играть! ревет медведь. Ну тебя с кантеле твоим, отпусти ты меня домой!

     А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?

     Не буду, ревет медведь, только отпусти!

    Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорей в берлогу свою забрался.  А Матти-весельчак нагрузил полные сани сосновых дров, взял в руки кантеле и поехал из лесу. Едет и песню поет.

    Вот он какой, Матти-весельчак! Стали с тех пор люди без опаски в лес за дровами ездить.

* Кантеле народный музыкальный щипковый инструмент Карелии.

Источник публикации: Матти-весельчак: карельская сказка. – URL: https://707.su/hiGV. – Загл. с экрана.