Криминальный Тольятти. Подполковник Онищук

Подполковник милиции Онищук Юрий Николаевич (25.10.1961 - 12.01.1999)

Родился 25 октября 1961 года в г. Самарканд Узбекской ССР. В октябре 1984 года принят на службу в ОВД. Проходил службу в должности начальника межрайонного отдела по борьбе с убийствами при УВД г. Тольятти.

12 января 1999 года при возвращении со службы в девятом часу вечера, в подъезде своего дома № 36 по улице Коммунистической, Онищук Ю.Н. услышал выстрелы, которые были произведены неизвестными гражданами в жильца дома. Онищук Ю.Н. незамедлительно принял меры к задержанию преступников, открыв огонь из табельного оружия. В ходе перестрелки Онищук Ю.Н. получил 3 огнестрельных ранения, несовместимых с жизнью.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1995 года № 1233 награжден орденом «Мужества».


Про Юрия Онищука написано много. Целые статьи написаны про его расследования и тот злополучный день, когда его застрелили. Потому я не буду пересказывать данную информацию, а приведу рассказ, который вносит несколько новых деталей в данную историю. Оговорюсь, что рассказ привожу без купюр, хотя и вижу наличие неточностей (например, присутствие автомата вместо установленного следствием пистолета). Все же это не расследование, а лишь воспоминания. Воспоминания очевидца, который находился тогда в гуще событий..


Рассказывает ЛЮДМИЛА БОРОДИНА, известный криминальный самарский журналист 80-90-00-х годов:

"Спустя неделю после похорон ставшего к моменту гибели легендарным сыщика, события приняли неожиданный, странный оборот. Впрочем, к убитому человеку эти события отношения уже не имели. Они касались окружающих его людей. Его друзей. Друзья, как и он сам, носили милицейские погоны. На похоронах говорили о мести. Их можно было понять. От государства с его лукавой судебной системой вместо возмездия за отнятую бандитами жизнь можно дождаться разве что оправдательного приговора, в крайнем случае условного, ни к чему не обязывающего наказания.

А потом поразил тольяттинский прокурор. Он отказался дать санкцию на арест подполковника милиции Анатолия Лапушкина – друга убитого. Поступок этот шел вразрез с тогдашней прокурорской психологией, согласно которой всякий арест мента, а тем более мента в приличном звании – праздник души. Прокурор Тольятти не спешил арестовывать Лапушкина даже под угрозой немедленного отправления шифровки Генпрокурору. Твердил одно: «Лапушкин хотел отомстить». И казалось, что законник поступает красиво и благородно. Потом, когда стали всплывать подробности, возникло злое раздражение: это же у них там, в Тольятти, что происходит, это ж какие надо иметь представления о законности, если прокурор, не смутясь, в открытую принимает месть как норму жизни? События, между тем, продолжали развиваться и они все больше размывали красивую версию об отмщении.


Подполковник Юрий Онищук когда-то объяснил отцу, почему пошел работать в милицию: «Хочу, чтобы мама спокойно могла ходить по городу». Фразу эту он произнес в 1984 году – после армии. До этого окончил Академию гражданской авиации и мог стать штурманом. А пошел в угро. Последние 4 года работал начальником межрайонного отдела по борьбе с убийствами УВД Тольятти.

12 января 1999 года он пришел домой в 10 вечера. Друзья, стоя у гроба потом, вспоминали: он расстался с ними за 10 минут до трагедии. Говорили, что ее могло не произойти, уйди он на 5 минут раньше или позже (Следствие установило, что 12 января около девяти часов вечера Юрия Онищука к его подъезду подвез на автомобиле заместитель начальника Центрального РУВД Анатолий Лапушкин- О.И.).


Жена смотрит с укором на маленького спаниэля: он выскочил в открытую мужем дверь квартиры и умчался гулять. Юрий чмокнул жену и пошел за собакой. И услышал выстрелы. Затем топот. Прямо на него, перепрыгивая через ступеньки, неслись двое парней. В руках у каждого по стволу. Вполне можно сподобиться авторам детективных книжек и написать, что стволы еще дымились.

Юрий был в штатском. Мог стать случайным прохожим – тогда бы киллеры, скорее всего, не тронули бы его. Но он попытался задержать их. При этом действовал строго по правилам, крикнул: «Стоять, стрелять буду!». Киллеры не остановились и открыли огонь. Раненый по касательной в сердце, с пулей в печени, истекающий кровью, уже обреченный, начал отстреливаться, а потом сумел выбежать – выбежать! – за бандитами на улицу. Он и там стрелял, уже упав, почти теряя сознание.

Одного из киллеров, судя по всему, достал. Тот внезапно поскользнулся и выронил автомат, к которому загодя был привязан мешочек для сбора стреляных гильз, дабы не могли эксперты по ним идентифицировать сам автомат. Любопытная деталь. Значит, что-то этим с автоматом нечисто.

Обычно-то киллеры, отстрелявшись, бросают оружие.

Раненого подхватил его напарник и затолкал в стоящую на парах машину. Юрий кричал, что их надо задержать, обессилев, попросил позвать жену. Она застала его еще живым. Он велел ей звонить товарищам. Первыми примчались его друзья – Дмитрий Огородников и Анатолий Лапушкин. К слову, в Огородникова, тогда начальника отделения угро, также вот стреляли во дворе своего дома полтора года назад. Дмитрий, упав, сумел дотянуться до своего пистолета и стрелял уже наугад. Но это спасло его. Бандиты испугались делать контрольный выстрел.

Скорую ждали 25 минут. Юрий умер в больнице через два часа…

А вот его сосед сверху, тот самый, к которому, собственно, и пришли киллеры, отделался ранением. Он уже через два дня бодро и вполне самостоятельно передвигался по больничной палате. Насколько известно, он член одной из ОПГ, а в этом доме бывал у любовницы.

Тот, кого якобы приходили убивать - Владимир Кузнецов (фото tltgorod.ru)


Я спрашивала у друзей Юрия – мог ли он поступить иначе? У него же были варианты. Вжаться в стенку. Пропустить мимо себя убийц. Потом вызвать милицию. Друзья отвечали не задумаваясь: не мог! Не такой был человек. И не ощущалось в их словах того деланного пафоса, который так любят милицейские пропагандисты. Просто был тем сыщиком, который считал: бандит – он бандит и есть. Другого не дано. Потому не отступал перед бандитами, с ними не заигрывал. Увы, в том же Тольятти работали и работают другие сыскари, с другим мировоззрением. Он вообще был мужиком – спортивным, сильным, уверенным в себе. 37 лет – самый сок. И 37 лет – роковая дата для многих.

В 1992 году его наградили медалью «За безупречную службу», в 1995-ом – орденом «За личное мужество».

Орден получил за раскрытие серии заказных убийств. Потому банда Хакимова в полном составе отправилась отбывать наказание. Убивали хакимовские в основном конкурентов по автобизнесу. И тех, кто мешал им этим заниматься. Например, убили начальника транспортного цеха ВАЗа Болотова, который отказался дать добро на использование находящихся в его ведении машин для вывоза похищенных запчастей. С братвой Хакимов рассчитывался земельными участками в центре города. За каждый труп – по участку. Дело прошло в суде без заминок. И в этом был «виновен» именно Юрий Онищук. А ведь, не собери он непробиваемую доказательную базу, глядишь, упорхнул бы Хакимов со своими шестерками. Адвокаты на него работали классные. Да вот не получилось у них ничего.

Потом в Самаре рассматривали дело по наемнику, который расстрелял известного тольяттинского авторитета Рузляева – Диму Большого. По этому делу тоже работал Онищук. А в последнее время он расследовал дело о четырех трупах, замурованных в гараже под двухметровым слоем бетона. А гараж принадлежал еще одному местному авторитету – Тигре. Словом, подполковник Онищук был профессионалом высокого класса.

Многих потряс поступок его первой жены. В свое время разошелся он с этой женщиной. Почему, как – не наше дело. Бывшая жена забрала дочку и уехала на Кипр, там и обосновалась, как принято говорить, на ПМЖ. Узнав о гибели Юрия, она немедленно приехала на похороны, вместе с дочкой. Простилась. К плохому отцу дочку, наверное, не повезла бы и издалека не приехала бы попрощаться.


Для меня странности, которыми затем обросла гибель Онищука, начались с нескольких фраз, сказанных одним из сыщиков:

- В случайную гибель Юрия могут поверить только те, кто его не знал. Он был настоящим «волкодавом». Не раз выходил победителем из сложных ситуаций. В 96-ом на него уже совершали покушение: хотели взорвать машину. Почему приходили убить соседа, а убили Онищука?

А на похоронах я от самых близких друзей Юрия слышала такое признание: «И, правда, ничего больше не остается, как подбирать брошенное киллерами оружие и самим отстреливать убийц». Не понимала, что такое они знали тогда…

Что знали? А вот что… Случилось так, что отойдя от стресса, жена Онищука вспомнила, что оброненный киллерами автомат, тот самый, с мешочком для гильз, и в самом деле был подобран. Другом Юрия подполковником Лапушкиным. Приказал ей молчать: «Ты этого не видела!».

Между тем, Лапушкин, возглавлявший милицию общественной безопасности одного из РУВД города, категорически отрицал, что брал оружие. Лучше бы он этого не делал. Потому как к нему пришли с обыском и вскрыли сейф. В сейфе лежал тот самый автомат – важный, между прочим, вещдок. Но если бы нашли только ружье! В сейфе обнаружилась неприличная крупная для милиционера сумма. Немалые деньги были найдены и в холодильнике, что стоял в кабинете Лапушкина.

Сразу после этого и встал вопрос об аресте Лапушкина. Но возражал прокурор…

Уже в то время по городу ходили, что и говорить, суммы простым обывателям непредставимые.. Сегодня есть, а завтра нет. Ну, дали на хранение, и весь сказ. Как и ожидалось, именно эту универсальную версию выдвинул Лапушкин. Тут же сыскался хозяин денег – некий коммерсант, который подтвердил передачу именно этой суммы. Решил, говорит, что в милиции, в кабинете замнач РУВД, будет надежнее. Однако оперативно-следственная группа обратила внимание на другие ценные вещи в кабинете подполковника. Вспомнилось, что не так давно сам начальник горУВД при всех на совещании указывал Лапушкину, мол, скромнее надо жить…


Давно не секрет, что существует такое понятие – милицейская крыша. В Тольятти ходят легенды о криминальных стрелках, на которых встречаются для выяснения отношений разные подразделения УВД. Или встречались… Скажем, собровцы с омоновцами. Всякий раз руководители этих подразделений меняются как-то скандально….

В Тольятти любой житель изначально так или иначе был связан с «железками». Милиция – не исключение. Меняли, помогали, поставляли, охраняли. Казалось, нет мента, который бы не имел машины. И не было тогда такой силы, которая бы запретила стражам порядка подрабатывать. В народе, если уж на то пошло, считали, что и на Огородникова, и на Онищука покушались потому, что они не пошли на криминальные контакты. То есть отказались крышевать. Вот и тогда горячие головы утверждали, что шли убивать именно Онищука, а случившаяся с его соседом неприятность – инсценировка.

Как бы то ни было, а правоохранительные органы всерьез отрабатывали версию о причастности все-таки взятого под стражу Лапушкина к гибели Юрия. Многим, например, казалось, странным его стремительное появление на месте трагедии. Поставлено под сомнение его утверждение, будто ему звонила жена умирающего. Другая версия: не он ли был организатором неудавшегося покушения на соседа? И не потому ли он взял оброненный киллером автомат, что хотел скрыть следы, лишить следствие важного вещдока?

Самое страшное, чем веяло из всех версий: Лапушкин и Онищук были друзьями. Говорят, едва ли не лучшими. Разумеется, Лапушкин со своей стороны пытался объяснить случившееся. А вот от проверки на детекторе лжи отказался. Почему? Ведь такой отказ вселяет самые разнообразные подозрения…

По поводу всей тогда весьма темной истории прокурор области в те годы высказался вполне однозначно: все милицейское руководство Тольятти должно уйти в отставку. Мне трудно удержаться и тогда, а сейчас тем более, чтобы сказать, что прежде чем бросать камни в чужой город, надо бы навести порядок в собственном…


Лапушкин был в числе тех, кого благополучно эвакуировали из здания ИВС во время всем известного катастрофического пожара Самарского УВД.."

Прокурор Тольятти Александр Кондалов (фото tltgorod.ru)


18 января 1999 года подполковника Лапушкина арестовали. У него в гараже нашли завернутый в полиэтиленовый пакет пистолет с глушителем, из которого застрелили Онищука и ранили Кузнецова, а в служебном сейфе — 540 тысяч рублей. По утверждению подполковника, эти деньги он взял на хранение у знакомых бизнесменов, но коллеги ему не поверили.

По словам Лапушкина, вдова Онищука отдала ему два пистолета: тот, который на лестничной площадке бросили бандиты, и табельный ПМ, принадлежавший ее супругу. Лапушкин отдал следователям только пистолет Онищука, а оружие киллеров оставил себе. Якобы у него возникли опасения, что самый важный вещдок может потеряться. Поэтому он лично решил передать его прокурору Тольятти Александру Кандалову, но не успел — арестовали.

Во время следствия замначальника ЦРУВД категорически отрицал свою причастность к расстрелу коллеги. Он объяснил утаивание пистолета тем, что не хотел, чтобы важный вещдок где-нибудь случайно «затерялся». Он якобы намеревался самостоятельно установить след оружия и выйти на преступников, впоследствии же хотел сдать «ствол» городскому прокурору Александру Кондалову под личный контроль.


В итоге следствие помимо незаконного приобретения, хранения и перевозки огнестрельного оружия ему инкриминировало еще и «совершение действий, выходящих за рамки служебных полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства». В своем постановлении о привлечении Лапушкина в качестве обвиняемого следователь прокуратуры указал:


«Лапушкин существенно подорвал авторитет органов внутренних дел и значительно усложнил работу органов прокуратуры по расследованию уголовного дела по факту умышленного убийства начальника МОБУ УВД Тольятти, подполковника милиции Онищука Ю. Н. и покушения на убийство Кузнецова В. А.».


Прокуратура города избрала для подследственного меру пресечения — арест. Подполковник Лапушкин провел на нарах самарского изолятора три месяца.


В июле 1999 года Комсомольский райсуд Тольятти вынес оправдательный приговор подполковнику милиции Анатолию Лапушкину и квалифицировал действия Лапушкина, отсидевшего 3 месяца в следственном изоляторе, как должностной проступок.


А убийц Онищука продолжали разыскивать..

Фотороботы убийц Юрия Онищука


За короткое время следствию удалось установить фамилии предполагаемых киллеров, стрелявших в сыщика Юрия Онищука и предпринимателя Владимира Кузнецова. Ими оказались 26-летний Василий Назаров и 27-летний Анатолий Парышев. Как выяснили правоохранители, раненого Назарова прооперировал один известный тольяттинский врач, который почему-то не сообщил правоохранителям о пациенте с «огнестрелом» (привет мэрии Тольятти!!).

Василий Назаров в 90-х


17 сентября 2001 года в лесном массиве за спорткомплексом “Акробат” был обнаружен труп неизвестного мужчины со сквозным стреляным ранением в глаз. Ни денег, ни дорогих часов убийца не тронул. На теле погибшего нашли черный матерчатый поясок со словами молитвы на сохранение жизни.

Через несколько дней родственники опознали в погибшем 29-летнего Анатолия Парышева.

Анатолий Парышев в 90-х


По слухам, когда обнаружили тело Парышева, в городе находился и его напарник Василий Назаров. Но потом вновь исчез.

Розыскное дело стало приоритетным:

Ф.И.О. Назаров Василий Владимирович

Дата рождения; 04.09.1973 г.р.

Уроженец; г. Тольятти. Самарской обл.

Проживает; Г. Тольятти. ул. Гидротехническая 33 - 22Ж

В розыске за; ОУР КМ УВД г. Тольятти.

Мера пресечения; АРЕСТ


В 2015 году ГУ МВД РФ по Самарской области рапортовало, что правоохранители установили местонахождение 42-летнего мужчины, который в последнее время проживал в Самаре. До этого подозреваемый неоднократно переезжал из одного города в другой, поменял имя и фамилию. При задержании предполагаемый злоумышленник не оказал никакого сопротивления, так как появление полицейских стало для него полной неожиданностью. Ходил слух, что помогла установить местонахождение Василия Назарова информация, полученная следствием от.. киллера неверовской ОПС Агеева (Акима), незадолго до этого задержанного правоохранителями.

На фото Юрий Онищук

P.S. Информация к сведению:

1. По моим данным, врач, который оперировал Назарова и не удосужился сообщить об огнестреле в правоохранительные органы, пользовался покровительством "неверовских" и генерировал в дальнейшем ихние субсидии для создания собственного бизнеса. В дальнейшем навел на местонахождение Назарова Аким, родственник и штатный киллер Неверова. Есть над чем задуматься..


2. Тогдашний прокурор Тольятти Александр Кондалов родился в 1953 году в Сызранском районе. Окончил юрфак Куйбышевского университета в 1975 г., после чего поступил на службу в органы прокуратуры. В разное время работал следователем прокуратуры Центрального района, помощником прокурора Тольятти, заместителем прокурора Комсомольского района, прокурором Ставропольского района, первым заместителем прокурора Самарской области – прокурором Тольятти. В конце 2000 г. был назначен прокурором Пермской области, а с 2005 года — прокурором края. На этом посту он проработал до февраля 2009 года и покинул его в классном чине «государственный советник юстиции II класса». В этом же году он возглавил созданное Западно-Уральское управление Ростехнадзора, объединившее Пермский край, Республику Удмуртия и Кировскую область.

Уголовное дело в отношении Кондалова было возбуждено в марте 2017 года, тогда же он уволился. По версии ФСБ, Кондалов превысил должностные полномочия и незаконно утвердил заведомо ложные свидетельства о снижении класса опасности производственных объектов «Лукойла». Подписание бумаг повлекло уменьшение налоговых отчислений в краевой бюджет на сумму более 100 млн рублей.

Кондалов успел уехать в Израиль, где более двух лет скрывается от следствия. Он заочно обвинен, заочно арестован и объявлен в международный розыск. Генпрокуратура обратилась к израильским властям с требованием об экстрадиции обвиняемого.

Оперативники обнаружили на счетах экс-прокурора свыше 500 млн рублей, часть этих денег была обналичена и выведена за рубеж.

В 2019 году экс-прокурора города Тольятти и Пермского края Александра Кондалова освободили от наказания. Суд над ним проходил в заочной форме.

«Кондалова признать виновным по ч.1 ст. 286 УК РФ (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий) и назначить наказание в виде штрафа в сумме 80 тысяч рублей. На основании постановления Госдумы РФ от 24 апреля 2015 года "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы" Кондалова от наказания освободить, судимость снять», уточнили в пресс-службе суда.