Росы в августе холодные,
Никнет жёлтая трава.
От багульника болотного
Разболелась голова.
Но легко в ведёрко падают,
О пустое бьются дно,
Покидая кустик, ягоды –
То по две, то по одной.
Воркованье голубиное
Утром слышно далеко...
А ведёрко с голубикою –
Как лесное озерко.
Один год, помню, таким урожайным на голубику выдался, что, казалось, моховое болотце застелили небесной синевой. В нашей деревне ягоды эти называют «буяками». Конечно же, за то, что они значительно крупнее своей ближайшей родни – черники. На высоких стеблях ягоды сидят не по одной, как на черничнике, а дружными семейками. Поставишь ведёрко под куст – и прямо в него обираешь голубую прохладу. А какие они разные по форме! Совсем даже не круглые: и сплюснутые, и вытянутые в длину, и похожие на груши – словно дождинки, готовые вот-вот сорваться с ветки.
Собирать голубику куда приятнее, чем чернику. Во-первых, уже пахнет осенью. И нет той жары, что бывает в черничный сезон. Во-вторых, ягоды так не сминаются, как черника, не текут, не ускользают из пальцев. А в-третьих, это занятие не такое нудное, как сбор черники, поскольку ведёрко наполняется гораздо быстрее.
Вот только что голова кружится. Потому и получила голубика оскорбительное прозвище «дурника» – плохо, дурно становится, когда долгое время находишься на душном болоте. Виновен же в том багульник – растение с узкими листочками и цветками, собранными в зонтики. Именно от багульника такая сонливость и головокружение.
Раньше сырые тенистые леса в окрестностях нашей деревни были сплошь покрыты зарослями голубики. О чернике мы разве что слышали. Теперь же наоборот: небольшая голубичная делянка осталась лишь на болоте, где люди копали торф. Зато густо взялся кудрявый черничник. Думаю, связано это с осушением болот. Ведь голубика – ягода больше болотная, чем боровая.