Блохина Ирина Николаевна

Все мы родом из детства. Первые жизненные представления и идеалы мы получаем от своих родителей. Отец Ирины Николаевны – Николай Иванович Блохин – начинал свою деятельность земским врачом в г. Лукоянове, затем работал в Нижнем Новгороде. Долгие годы хранит людская память воспоминания о хорошем враче, о семье Николая Ивановича и Евдокии Ивановны Блохиных, всегда готовых отозваться сочувствием и помощью людям. Эту же благородную профессию служения людям выбрали для себя и их дети. Сын – Николай Николаевич Блохин – стал выдающимся хирургом.

В период Великой Отечественной войны, разработанные им пластические операции, помогли многим вернуться к полноценной жизни. В дальнейшем раскрылся и его организаторский талант: он создал в Нижнем Новгороде Институт восстановительной хирургии, а затем был приглашён в Москву в онкологический институт, который под его руководством превратился в онкологический центр РАМН, носящий ныне имя Н.Н. Блохина. Трижды Н.Н. Блохин избирался президентом академии медицинских наук, которой руководил в общей сложности 18 лет.

21 апреля 1921 – 14 апреля 1999

Ирина Николаевна родилась в Нижнем Новгороде 21 апреля 1921 года в доме № 9 по ул. Загорского (ныне ул. Академика Блохиной). Вот что она вспоминала позднее о школьных годах своей жизни: “Нам обоим (имея в виду себя и Андрея Григорьевича Угодчикова)” очень повезло, что директором нашей школы № 8 им. Ленина была Анастасия Максимовна Шатрова. Она знала, как работать с детьми, не только с маленькими, но и большими. Когда подошло время нашего юношества, она организовала нам курсы бальных танцев. Кто-нибудь из девочек садился за пианино и каждую большую перемену все старшеклассники танцевали.

Поскольку наша школа находилась в центре города – сейчас в этом здании выставочный комплекс – то там учились дети секретарей обкома, председателей облгорисполкомов, их заместителей. В общем, вся элита. В 1933 – 1937 годах многих арестовывали. Но ни одной проработки ни одного человека по этому поводу в школе не было. Когда первый раз пришли из НКВД, Анастасия Максимовна сказала: “Я вам соберу ребят старших классов, а вы с ними и поговорите”. Но эти взрослые дети повели себя так, что больше из НКВД никто нас не посещал. Но надо быть с характером, чтобы вести такую школу. Конечно, в молодости всё кажется светлее”.

Ирина очень хорошо училась, была вожаком молодёжи в школе, любила музыку и хорошо играла на пианино, писала стихи, рисовала, увлекалась театром, танцевала. Эти юношеские увлечения Ирина Николаевна сохранила на всю жизнь. До сих пор у неё дома пианино открыто, как будто Ирина Николаевна вышла к телефону или пошла на кухню… Среди её портретов, орденов и других наград стоит оно, старинное, с бронзовыми подсвечниками, ещё привезённое из Лукоянова, купленное её дедом Иваном Ивановичем Лавровым. Для многих же стало открытием литературное творчество Ирины Николаевны: она писала стихи, скромно и тихо, как говорится, для себя и, конечно, не публиковала их, поскольку не обладала графоманскими наклонностями. Вот одни из её замечательных стихотворных строк:

… И, продолжая жизнь мою,

Продолжите мой труд,

Как будто я ещё в строю,

И дни мои живут.

Школу она закончила в 1938 году с золотым аттестатом и, следуя настоятельным советам отца и брата, поступила в Горьковский медицинский институт на лечебный факультет.

22 июня 1941г. началась война. Ирина Николаевна собрала группу девушек, которые обратились к проректору с просьбой направить их на работу сёстрами в госпитали. Проректор им отказал, заявив, что они окончили только три курса и ничего не умеют. Студентка Ирина Блохина возразила: “Как же вы нас учили, если мы ничего не знаем и не можем?!” С 27 июня девушки приступили к работе в госпиталях и больницах г. Горького. С 1941 года (после ускоренного выпуска и.о. врачей) Ирина Николаевна всю войну проработала хирургической сестрой, врачом горьковской станции переливания крови. “Кровь заготавливалась открытым способом, но, несмотря на это, не было ни одного ЧП. Ампула с кровью “Горьковская” значила – “надежно”. За пять лет войны только нашей СПК было заготовлено 113 тысяч литров крови”, – вспоминала Ирина Николаевна Блохина.

С 1946 года, после прохождения дополнительного курса обучения в Горьковском медицинском институте, И.Н. Блохина начала работать в Горьковском НИИ эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ). В 1952 году Ирина Николаевна Блохина защитила кандидатскую диссертацию, а с 1953 года уже руководила созданной ею лабораторией новой направленности – “Физиология и биохимия организмов”.

В 1955 г., когда Ирине Николаевне было 34 года, она была назначена директором института и руководила им 44 года. Под её руководством Нижегородский НИИЭМ превратился в крупное научное, научно-производственное и лечебное учреждение федерального уровня, активно связанное с практикой здравоохранения Нижнего Новгорода.

Итоги исследований этого периода были подведены в докторской диссертации “Некоторые особенности брожения и дыхания бактерий как дифференциальные и производственные тесты”, защищённой в 1966 году, и вышедших в 1976г. в монографиях: “Патогенные и условно-патогенные микробактерии” (совместно с В.В. Лазовской) и “Геносистематика бактерий” (совместно с Г.Ф. Левановой).

Под руководством И.Н. Блохиной было развито научное направление по созданию лечебных и профилактических иммунологических препаратов на основе изучения естественных защитных факторов организма. Были созданы препараты: сухой и кисломолочный лактобактерин, эколакт – не имеющий аналогов продукт лечебного питания, высокоэффективен при лечении и профилактики анемии и токсикозов у беременных женщин. Успешно велись научно-технические исследования по медицинской биотехнологии.Мне было интересно узнать, что все эти бифидоки и бифилайфы, которыми любит пичкать меня мама, на самом деле не содержат живых микроорганизмов, но в них много белков, жиров и углеводов.

“Ей удалось с помощью науки вытащить на более высокий уровень производство лечебных препаратов. Ведь тогда считали, что в институте всё нужно делать в пробирках, а питательные среды таскать в бутылках на пузе. И когда в министерстве она говорила, что ей нужны конструкторы, технологи, экспериментальный цех, её не понимали. Когда один раз на коллегии министерства ей сказали, что не согласны с такой постановкой вопроса и могут её освободить, она ответила: “Освобождайте, у меня муж профессор, он меня прокормит” ”, – вспоминает Андрей Григорьевич Угодчиков.

Да, действительно, Ирина Николаевна Блохина была сильной личностью и умела добиваться желаемого.

В 80-е годы И.Н. Блохина участвовала в ликвидации вспышки холеры в СССР. И в 1984 г. удостоена Государственной премии за разработку эффективных противококковых препаратов.

В 1976 г. Ирина Николаевна создала кафедру молекулярной биологии в Нижегородском государственном университете, одну из первых в стране. Подразделение работало в рамках учебно-научного комплекса с Нижегородским НИИЭМ. На протяжении 25 лет кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в передовых областях медико-биологических наук. С 1982 г. переименована в кафедру молекулярной биологии и иммунологии.

И.Н. Блохина опубликовала 6 монографий и более 150 статей, под её руководством выполнено и защищено 5 докторских и 40 кандидатских диссертаций.

Ирина Николаевна Блохина – доктор медицинских наук (1966 г.), профессор (1968 г.), член-корреспондент Академии медицинских наук (1975 г.), академик Академии медицинских наук (1980 г.), академик Академии медико-технических наук (1998 г.).

Видный российский ученый И.Н. Блохина была постоянным членом проблемной комиссии по микробиологии Госкомитета санэпиднадзора России, членом правления Всероссийского общества иммунологов, возглавляла нижегородское отделение фонда “Здоровье человека”, который продолжает успешную работу.

Все свои научные премии, всю свою зарплату профессора ННГУ (13 лет) она переводила в Советский фонд мира, свои обязанности депутата Верховного совета выполняла на общественных началах.

Ирина Николаевна Блохина вместе с В.В. Найденко (ректором Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, академиком Российской Академии архитектуры и строительных наук, доктором технических наук, профессором), разрабатывала программу “Экологический год”, при поддержке Министерства науки и технологии. А также в рамках федеральной программы “Здоровье населения России” в Нижнем Новгороде родилась и реализовалась программа “Чистая вода” – “…дорогостоящая, и нужны были специалисты, которые бы обосновали её необходимость. В результате реализации появились сотни малых установок коллективного пользования в школах, больницах, детских дошкольных учреждениях. Хотя, конечно, речь идёт и о том, чтобы улучшать качество питьевой воды в централизованной системе” – рассказывает В.В. Найденко.

В 1996 году Ирине Николаевне Блохиной было присвоено звание “Почетный гражданин города Нижнего Новгорода”. За заслуги в области охраны здоровья населения, развития медицинской науки, подготовки научных кадров, государственной и общественной деятельности Ирина Николаевна награждена орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, орденом Почёта, медалями, в том числе “За доблестный труд в Великой Отечественной Войне”.

В память об Ирине Николаевне Блохиной улица Загорского переименована в улицу Академика Блохиной, Нижегородскому НИИЭМ присвоено имя Ирины Николаевны Блохиной, установлена мемориальная доска на доме № 9 по улице Академика Блохиной.

Дело Ирины Николаевны Блохиной продолжает и младший сын – Г.А. Угодчиков. Григорий Андреевич, по стопам матери, пошёл в медицину: является академиком Академии медико-технических наук РФ. Он является генеральным директором Международного фонда биотехнологий им. академика И.Н. Блохиной. Этот фонд был создан совсем недавно – 30 июля 2001 года в Москве. Фонд будет содействовать продвижению высококачественных продуктов к российскому потребителю, созданию новых технологий. Фонд получил поддержку ряда высоких инстанций, среди которых первым следует назвать Министерство промышленности, науки и технологии РФ.

Старший же сын оказался учеником Андрея Григорьевича. Николай Андреевич – доктор технических наук, профессор, зав. лабораторией в НИИ механики. Кроме того, он возглавляет фундаментальную библиотеку нижегородского университета.

“Внучками я тоже доволен. Маша – кандидат медицинских наук, стажируется в Швеции; очень способная девочка. Ира – владеет иностранными языками; Надя учится на филологическом факультете в Московском педагогическом университете, пишет стихи, которые публикуются в журналах, выпустила книжку прозы; Катя – хороший врач-стоматолог. Но самая большая моя радость – это внучка Настенька, ей всего 3 годика, побыть с ней – одно удовольствие” – рассказывает Андрей Григорьевич Угодчиков.

Дети великих учёных тоже проявляют себя в различных областях знаний. Андрей Григорьевич Угодчиков и Ирина Николаевна Блохина должны гордиться – у них достойная смена.