Адрианов Юрий Андреевич

(1939 - 2005)

Девиз всей жизни Юрия Адрианова: «Служенье муз не терпит суеты»

«Родине»

Светлолицые пущи,

А дальше - раздолье,

Шелковистой пшеницы покров.

Причесали берёзы родимое поле

Белым гребнем прохладных стволов,

И, забыв про чужбину далёкого юга,

В золотистой полдневной пыли

Бьются крылышки

Маленькой серой пичуги,

Словно доброе сердце земли.

Я, живущий с народом одною судьбою,

В эти годы на грани веков –

Час придёт – и пролягу тропою

Вдоль закраины, средь васильков.

Лишь бы вечно остались

Знакомое поле,

Птичья песня несказанных слов…

А родные берёзы пригладят раздолье

Белым гребнем прохладных стволов.

21 июля 1983г.

Это стихотворение, посвящённое родине, написано нижегородским поэтом Юрием Адриановым – заслуженным работником культуры России, лауреатом премии города Нижнего Новгорода, почётным гражданином Нижегородской области.

Родился Юрий Адрианов 18 июня 1939 года в городе Горьком в семье Нижегородской интеллигенции. Его детство прошло на улице Ульянова, где сейчас живут многие ученики нашего лицея… Нижегородскому роду Адриановых более ста лет. Его дед, Василий Васильевич, был известным педагогом-математиком, одним из организаторов астрономического кружка, учеником Чебышева, Менделеева, Ленца. В свою очередь он учил будущего летчика П. Нестерова. Его бабушку звали Надежда Николаевна, она преподавала историю в женской гимназии.

Его отец, Андрей Васильевич, погиб при обороне Севастополя в июле 1942 года, и мальчик воспитывался матерью Екатериной Ивановной. Она была необыкновенной женщиной – писала стихи, занималась в драматическом кружке, мечтала об актерской карьере. Юрий Андреевич всегда говорил, что «пошел» в литературу только благодаря стараниям мамы: «Если бы был жив отец, меня бы инженером сделали». Хотя Юрию в военные годы было совсем не много лет, своему отцу он посвятил немало стихов.

«Письма отца»

Отца не помню я совсем.

Есть память писем, память боли.

Их тридцать семь, их тридцать семь,

Что сквозь огонь ко мне доплыли.

К ним верность вечную храня,

Читаю в час внезапной боли;

Как символ-мама, он и я,

Любви и горя треугольник.

Но мамы нет.

И мы вдвоём

Идём по жизненной дороге,

С той пачкой писем,

Где огнём

Жгут севастопольские строки.

Я, сам солдат и сын солдата,

Стою у Вечного огня.

И так же, как запал в гранате,

Та память в сердце у меня.

В 1947-1957 гг. Юрий Адрианов учился в нашей школе. Учился он на хорошо и отлично (фотография отличников 3-его класса, в первом ряду второй слева Юрий Адрианов).

Уже тогда он увлекался историей родного края. «Моя первая встреча с Историей»... запала в памяти моей на всю жизнь. В далеком 1954 году мне, семикласснику школы №8, учительница истории поручила сделать доклад об основании родного города. Она написала записку в краеведческий музей, с которой я пришел во флигель рукавишниковского особняка на Волжском откосе. Заботливые «музейщицы» освободили мне край стола, где я прилежно списал с Храмцовского нужные страницы. Все это было зачитано на уроке потрясенным одноклассникам. Я получил «пятерку». Но, главное, незримо для самого себя началось увлеченное «вхождение в краеведение», я бы сказал «любовь на всю жизнь».

Учась в школе, он принимал активное участие в общественной жизни школьного коллектива; участвовал в спектаклях заслуженного учителя Н.Н.Хрулева «Отверженные», «Принц и нищий», «Мертвые души», «Продолжение легенды», «Всегда живые», «Юность поэта» (фотографии из спектакля «Юность поэта» и «Отверженные») и в то же время не забывал заниматься спортом: участвовал в соревнованиях по стрельбе, в легкой атлетике, в лыжных соревнованиях и был активным участником в лыжных и шлюпочных походах.

Первое стихотворение «Старый окоп», написанное в память об отце, было опубликовано в «Ленинской смене» в феврале 1957 года, когда Юра учился в 10-ом классе.

С 1957 по 1962 годы Юрий учился на историко-филологическом факультете Горьковского университета. Каждое лето с 1958 по 1962 годы с фольклорными экспедициями ходил по Поволжью. За эти годы он район за районом обошел Горьковскую область, низовья Оки, Ветлугу, Керженец, затем Татарскую и Астраханскую области. Все наблюдения нашли затем отражение в его стихах. Окончив университет, всю свою жизнь Юрий Адрианов посвятил воспеванию родного Нижегородского края, его природы, его людей.

В студенческие годы Ю.Адрианов активно сотрудничал в газетах «Горьковская правда», «Горьковский рабочий», «Ленинская смена». После окончания университета он работал на телевидении редактором молодежных передач. В 1963 году вышел первый сборник стихов поэта «Считайте годы по веснам». Эта тонкая книжка наполнена молодым задором, оптимизмом, радостью жизни и талантом.

Шестидесятые годы были очень интересными и плодотворными в жизни Юрия Андреевича. В 1963 году Юрий Андреевич Адрианов участвовал в работе съезда молодых писателей СССР. И здесь состоялась его встреча с первым космонавтом СССР - Юрием Гагариным. После сборника «Меридианы», вышедшего в 1965 году в Москве, в жизни Юрия Андреевича «произошло большое событие»: его приняли в члены Союза писателей СССР. Он много ездит по стране, бывает за границей. Книги его стали выходить в центральных московских издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Советская Россия». И с каждой книгой поэт творчески мужал, к нему вместе с известностью приходила поэтическая и жизненная мудрость.

Он действительно был человеком неповторимой талантливости, самобытной культуры, глубокий и умный знаток народной жизни.

К 775-летию города Ю.А.Адрианов выпустил сборник стихов «Нижний - отчина моя». Одно из стихотворений этого сборника «По реке Ветлуге» было положено на музыку и стало гимном Нижегородчины, а стихотворение «Китежская Русь» стала подарком всем поклонникам его творчества:

Сяду у обочины, Киноварь угасшая,

Тихо огляжусь: Позолоты след –

Даль Нижегородчины — В ста кострах сгоравшая,

Китежская Русь. Сто изведав бед.

Под багрян - осиною Чьи-то лики ветхие

Обрела покой, И природы лик,

Над озерной синею И звучанье редкое

Стылою водой. Мудрых древних книг.

Замерла деревнею, Думы полуночные,

Где пусты дома, Сокровений грусть...

Как икона древняя Спит в Нижегородчине

Стертого письма. Китежская Русь. 1988 г.

С юности Адрианова две музы спорили за него: живопись, поэзия. В детстве он учился в художественной школе, собирался поступать в Академию художеств, но поэзия все-таки взяла верх. Но все минувшие десятилетия Юрий Адрианов не забрасывал свои этюды. Об этом его увлечении долгое время знали немногие, пока не состоялась первая выставка живописных работ Юрия Андреевича в музее Добролюбова, пока в 1991г. не вышел в свет сборник его стихов «Светлорусье», оформленный этюдами автора. К 65-летию поэта в музее Нижегородского университета была организована выставка его этюдов, а в 2005 году вышел буклет «Живопись Адрианова».

Пейзажи Юрия Андреевича не просто профессионально выполнены, они живут, они одухотворены, они дарят зрителям красоту русской природы. Самое замечательное то, что в живописи Адрианов - поэт, а в поэзии - живописец.

В его поэтических строках много очень выразительных зарисовочных моментов - красочных, пластичных. Описывает ли он грозу, облако, капли дождя на кресте, старый нижегородский переулок - перед нами всегда встают колоритные картины.

Считайте годы По маям, По маям, кипящим в зелени,

по веснам, с девушкой Майей,

По веснам, Улыбчивой и растерянной,

а не по зимам, Стоящей на волжском откосе,

По веснам, В цветастом платье...

штурмующим космос, Считайте годы

Стремительно, по веснам,

неудержимо. Жизнь на весны

Считайте годы считайте!

по мартам, Шагайте

По мартам, в куртках-стеганках

ручьистым и синим, Веселые зубоскалы,

Ищите на новых картах Пусть дрогнут испуганно стекла

Новые весны России! От грохота самосвалов.

Считайте их Пусть рыжее солнце восхода

по апрелям, Уронит лучи-колосья...

Апрелям, Считайте по веснам

что всем знакомы, годы

По звонким от солнца Во имя

аллеям, Щедрости

По запаху чернозема. осени!

Считайте годы по маям,

«На темный бархат неба грозового

В лучах заката облако легло.

Уверенно, высоко и сурово,

Как птицы распростертое крыло».

Или еще:

«Краски густые, словно паста.

И упал на скаты крыш

Мир осеннего контраста:

Цвета взрыв

И звука тишь».

И еще об одном увлечении Юрия Адрианова хотелось бы рассказать -псовая охота. В его доме всегда были любимые им собаки - борзые. «Борзые - это вам не овчарки, - говорил он, - они ласковые к доброму голосу». Вот как сам Юрий Адрианов писал об этом своем увлечении.

«Человек, любящий красоту, простор, ветра раздолий, пахнущие полынью, навсегда заболевает добрым недугом радости приобщения к древнему, к сокровенному - если хоть раз увидит отъезжее поле. Навсегда запечатлен в моей памяти юг Нижегородской отчины, за Починками, на осеннем суходолье, где летят спущенные в поле белые или красные стрелы борзых. Они летят, не касаясь земли!»

Юрий Андреевич Адрианов был не только писателем, поэтом, он был борец, он был гражданин своего родного края, своей Нижегородской земли, своей Родины.

Помните слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вот эти слова как нельзя лучше относятся к Юрию Адрианову.

Это он в 2001 году встал на защиту Пушкинского сада и опубликовал в «Нижегородском рабочем» статью «Не отдадим Пушкинский сад», в которой напомнил, что «Пушкинский сад - это памятник духовного и нравственного порядка». Он напомнил, что Пушкинский сад был заложен в 1899 году, в столетие А.С.Пушкина «учащиеся Нижнего вместе со своими учителями здесь, над рубежом окраинных оврагов, посадили в честь А.С.Пушкина аллею молодых березок».

Не без участия Ю.А.Адрианова была переиздана, возвращена для современного читателя книга «История и описание Нижнего Новгорода» Н.Храмцовского в 5 тыс. экземплярах.

Юрий Адрианов опубликовал целый ряд книг прозы - очерков о родной Нижегородчине. Его книги «Нижегородская отчина», «Старый Нижний», «Болдинские этюды» стали настоящими книгами краеведов.

В день смерти поэта 12 августа 2005 года вышла из печати его последняя книга «Провинциальные Гомеры». Это книга - воспоминания о нижегородских писателях, кого знал, любил, кто своим творчеством создавал ту атмосферу творческого взлета, без чего жизнь кажется серой и унылой. Юрий Андреевич с большой любовью рассказал нам о наших замечательных нижегородцах Б.Пильнине, Н.Кочине, А.Люкине, Федоре Сухове и других писателях-земляках, чтобы мы не забывали их, чтобы помнили их.

Но осталось еще более 200 не изданных стихов. Юрий Андреевич готовил их к выпуску и назвал будущий сборник «Обретенные тетради».

Когда-то другой поэт сказал: «Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестает». Именно эту фразу надо отнести к Юрию Адрианову.

Умер, но не ушел, а как раз остался с нами - в своих стихах, книгах, картинах, в сознании каждого нижегородца, частичкой в сердце тех, кто его помнит и любит.

Адрианов ушел.

Он был весь, как открытая рана,

Сын поэзии русской Нижегородской земли.

Адрианов писал,

И вставали на свежей странице

Наша Отчина, Нижний

Как будто он их основал.

«Нет, весь я не умру. Души в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит».

Эти слова А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют личность и творчество Юрия Андреевича Адрианова.

За литературную деятельность Юрий Адрианов удостоен четырнадцати премий Союза писателей РСФСР, премий журналов, министерств, в том числе премии имени Афанасия Фета, премии Нижнего Новгорода, Пушкинской премии, а также имени Максима Горького (за журналистику) и имени Николая Добролюбова (за публицистику).

Юрий Андреевич - Заслуженный работник культуры РФ, награжден медалью «За трудовое отличие», является почетным гражданином Нижегородской области. Все это говорит о признании его творчества. Юрия Андреевича уважительно именуют «мэтром», «классиком». Стихи его переводились на немецкий, венгерский, болгарский и другие языки.

Аркадий Брук