1. Светлана Тихановская
Первым днем ее политической карьеры можно считать 15 мая 2020 года. Никому не известная Светлана Тихановская подала тогда в ЦИК заявление о регистрации своей инициативной группы на президентских выборах. Шаг выглядел спонтанным и даже символическим.
Баллотироваться собирался ее муж, блогер Сергей Тихановский, но он в те дни отбывал административный арест, и ему в регистрации было отказано. И тогда жена поддержала супруга, дав старт событиям, которые едва не оставили Лукашенко без власти.
Пять лет прошло с тех событий, но ничто не забылось.
Огромные очереди на пикетах по сбору подписей. Многотысячные предвыборные митинги в крупных городах. День голосования с толпами сторонников перемен на избирательных участках. Фальсификация их волеизъявления. Вынужденная эмиграция после запугивания в кабинете Ермошиной. Многомесячные масштабные протесты, вынувшие Лукашенко бегать с автоматом по территории своей резиденции. Насилие, репрессии, тысячи политзаключенных.
В эмиграции Тихановская и ее команда отстроили демократические структуры. Установили международные контакты, наладили дипломатическую работу. Санкции против режима Лукашенко, освобождение политзаключенных, интересы диаспоры — эти и другие вопросы политик обсуждает с лидерами демократических государств и Евросоюза. Она встречалась с Джо Байденом, Урсулой фон дер Ляйен, Ангелой Меркель, Эмманюэлем Макроном, Джорджей Мелони, Борисом Джонсоном, Анджеем Дудой, Джастином Трюдо и другими ведущими западными политиками.
Об эффективности этих встреч и визитов можно спорить, соизмеряя желания и возможности. Можно сетовать на то, что диктатура в Беларуси никуда не делась, а перспективы демократизации страны по-прежнему в густом тумане. Можно говорить о конфликтах, проколах и расколах внутри демократических сил. О персональных неудачах экс-кандидата в президенты и ее соратников. О фрустрации, стагнации и многом другом.
Но спустя пять лет эта борьба еще не окончена, и возглавляет ее человек с педагогическим образованием, бывшая домохозяйка, мать двух детей, которая никогда не собиралась заниматься политикой.