2. Мария Колесникова
Выпускница Белорусской государственной академии музыки, она долгое время жила на две страны — Беларусь и Германию — и при всей своей социокультурной активности никогда не проявляла интереса к политической деятельности.
Все изменилось в 2020-м, когда о намерении баллотироваться на выборах заявил банкир Виктор Бабарико.
Мария Колесникова возглавила предвыборный штаб новоявленного политика. Кроме нее, в команду вошли юристы, технари, медийщики. Их работа обеспечила быстрое продвижение Бабарико в рейтинге электоральных симпатий.
Всего за месяц инициативная группа собрала более 400 тыс. подписей за выдвижение экс-главы “Белгазпромбанка” кандидатом в президенты. Интернет-опросы показывали его уверенное лидерство в предвыборной гонке с результатом, превышающим 50%. Все говорило о том, что именно бывший банкир — фаворит избирательной кампании, и этого власти стерпеть, естественно, не смогли.
18 июня 2020-го Бабарико был задержан вместе с сыном Эдуардом, и с тех пор оба находятся за решеткой в статусе политзаключенных. Колесникову не остановил такой поворот, вместе с Вероникой Цепкало она поддержала Светлану Тихановскую, и это также стало успешной политической технологией.
Знаменитое женское трио быстро объединило голоса протестных белорусов. Колесникова выделялась в триумвирате улыбчивостью, позитивом и яркой риторикой во время публичных выступлений. Ее “долбить, долбить, долбить” облетело не только белорусские СМИ и телеграм-каналы.
Что было дальше, слишком хорошо известно, чтобы воспроизводить в подробностях. Колесникову задержали 7 сентября 2020-го на фоне массовых протестов, в которых она активно участвовала. Попытка властей в буквальном смысле выбросить политика из страны провалилась — она порвала свой паспорт на границе с Украиной. Далее были задержание, политически мотивированный приговор — 11 лет заключения, этапирование в гомельскую женскую колонию.
В неволе ее не оставили в покое. Давление, ШИЗО, режим инкоммуникадо длиной в полтора года, срочная операция из-за осложнений прободной язвы. Из недобрых высказываний Лукашенко на ее счет можно сделать вывод, что невыносимыми условиями содержания власти добиваются от Колесниковой “покаяния” за несуществующие грехи — признания “вины” и подачи ходатайства о помиловании. Известная практика мстительного режима. Судя по всему, пока Колесникова на такие условия не согласилась.