5. Лилия Ананич
Министерство информации в системе Лукашенко — это не про свободу слова, а про цензуру и идеологию. Ананич это прекрасно понимала. Ее время в бытность членом правительства — это давление на независимые СМИ, выдача официальных предупреждений редакциям, блокировка интернет-ресурсов. Отношение чиновницы к медиа исчерпывающе характеризует ее известное высказывание: “Это не четвертая власть, это партнеры власти”.
Она явно не обманула ожиданий работодателя, однако осенью 2017-го была отправлена в отставку. По одной из версий, должности Ананич стоила история с преследованием публицистов “Регнума” — российского агентства, пропагандировавшего в Беларуси идеи “русского мира”. Та история накалила отношения между Минском и Москвой, и Лукашенко, гася страсти, был вынужден пожертвовать фигурой министра-цербера.
Однако вне игры после увольнения Ананич не осталась. В 2019 году ее сделали депутатом Палаты представителей седьмого созыва. В парламенте она занималась хорошо знакомым ремеслом: была зампредом комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ, работала над законопроектами о “противодействии экстремизму”, “недопущении реабилитации нацизма”, “средствах массовой информации”.
Также экс-министр возглавила Республиканскую экспертную комиссию по “оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма”. СМИ сообщали, что только в 2022 году эта комиссия обнаружила признаки “экстремизма” в 1.379 из 1.400 изученных публикаций — 98,5%.
Служебное рвение депутата Ананич полностью соответствовало духу времени. После событий 2020 года власти начали погромную политику в отношении независимых СМИ, и специалисты этого профиля очень ценились. Тем не менее по завершении каденции мандат этому бойцу идеологического фронта решили не продлевать. С 2024 года значимых должностей Ананич не занимает.