Всеволод Измаилович Срезневский родился 29 мая 1869 г. в Петербурге, в семье крупного учёного-филолога Измаила Ивановича Срезневского, выходца из государственных крестьян села Срезнево Рязанской губернии. Он был самым младшим, восьмым ребёнком. Все дети И.И.Срезневского получали начальное образование дома, под руководством отца и надзором старшей сестры.
Долгие годы семья Срезневских вела коллективную работу по доработке главного труда отца – словаря древнерусского языка. Для Срезневских была обычной атмосфера напряжённого интеллектуального труда, товарищеских отношений, демократизма.
Склонность Всеволода к гуманитарным наукам была видна с самого детства. Окончив Ларинскую гимназию, в 1886 г. он поступает на юридический факультет Петербургского университета, а после университета и воинской службы становится служащим Публичной библиотеки. Спустя полтора года Срезневский поступает на должность младшего помощника библиотекаря первого отделения Библиотеки Академии наук, а вскоре по представлению директора избирается общим собранием Академии наук (!) на должность старшего помощника библиотекаря первого отделения.
В это время академическая Библиотека претерпевала серьёзную реорганизацию, обусловленную острой необходимостью дальнейшей специализации обслуживания читателей. Переустройство всего книжного фонда осуществлялось для выделения отдельных комплексов литературы. В 1883 г. в первом отделении был создан славянский отдел, в 1893 г. – журнальный и книжный отделы и в 1899 г. – рукописный отдел. Организация журнального и рукописного отделов связана с многолетней деятельностью Срезневского. Отдел периодики стал особым фондом в отношении не только хранения и обработки, но и обслуживания. Срезневский понимал свою задачу по упорядочению этого фонда очень широко: он не только лично каталогизировал журналы и газеты, то есть определял состав отдела, но составил Список русских повременных изданий 1703–1899 гг., опубликованный позднее. «Список» Срезневского – это огромный том в 1114 страниц, содержащий 3124 названия; он является первым полным списком русских журналов и газет, издававшихся в России. Особую ценность представляет указатель, дополняющий «Список», по которому легко установить периодические издания, выходившие в провинциальных городах России. «Список» Срезневского позднее дополнялся указаниями о новых поступлениях, он был серьёзной опорой в практической работе журнального отдела, и сегодня он не утратил своего значения для ученых и исследователей.
Срезневский занимался еще и рукописным собранием Библиотеки, которое к моменту его прихода представляло собой печальную картину – масса не разобранных, не имеющих описаний, неведомых исследователям рукописей, которые хранились вперемешку со старопечатными книгами. Некоторые ценные рукописи даже считались утраченными. Срезневскому удалось отделить рукописи от старопечатных изданий, ввести крепостную расстановку (в результате чего рукописи и старопечатные книги получили шифр, указывающий на шкаф, полку и место на полке) и составить шкафные описи.
В 1900 г. Общее собрание Библиотеки, по представлению директора, избрало Всеволода Измаиловича Срезневского на должность учёного хранителя рукописей с окладом 1800 рублей. На этой должности Срезневский развил бурную деятельность по изучению и упорядочению рукописного собрания. Составление подробных шкафных описей привело его к открытию важнейших документов и рукописей, не разобранных с давних времён, так, Срезневский обнаружил столбцы времён Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, а также Меньшиковские бумаги.
Встают также вопросы о пополнении фондов, и Срезневский начинает свои знаменитые поездки на север. Он исследует рукописные собрания при церквах, монастырях, государственных и церковных учреждениях, разыскивает частные собрания.
Активную деятельность по приобретению рукописей Срезневский сочетал с планомерным их научным описанием; эти описания оценивались учёными как выдающееся явление своего времени. В 1913 г. выходит отдельное описание рукописей, собранных Срезневским в 1903 и 1905 гг. в Олонецком крае.
В фонде Рукописного отделения Срезневский собирал и печатные материалы, относящиеся к истории революционно-освободительного движения в России. Не являясь революционером, но, будучи демократически настроенным и широко образованным учёным, он придавал большое значение сохранению таких изданий. Поскольку издания брались без всяких ограничений, фонд обогащался с огромной скоростью. Доставлял революционные издания в Библиотеку известный революционер-большевик В.Д. Бонч-Бруевич. Хотя Срезневский знал о его подпольной деятельности, но умел маскировать эту осведомлённость.
После Февральской революции Срезневский принял в хранилище, опять по инициативе Бонч-Бруевича, архив Охранного отделения и Департамента полиции, содержавший богатейшие материалы по истории революционного движения, в том числе и печатные: листовки, книги, газеты.
Пришло время реорганизации архивного дела в Академии Наук и перераспределения вследствие этого архивных фондов между специальными академическими хранилищами. Срезневский очень болезненно воспринимал каждое изъятие материалов из основанного им отделения. Уже первая крупная передача бывших фондов революционной литературы в 1926 г. и в последующие годы в Институт Ленина произведена была при его сопротивлении Срезневского. Отношения его с новым руководством не складывались. Несмотря на поддержку Бонч-Бруевича, деятельность Рукописного отделения шла уже по новым правилам, с которыми он был не согласен; он не был включён в комиссию по отбору материалов, к нему никто не обращался. В 1931 г. Срезневскому пришлось уйти на пенсию.
Оставив Библиотеку, Срезневский, в качестве сотрудника Института языка и мышления Академии Наук, трудился над подготовкой словаря древнерусского языка, работал над изданием полного собрания сочинений Толстого, редактируя отдельные тома, разбирал архив своего отца Измаила Ивановича Срезневского.
В ночь на 29 июня 1936 г. Всеволод Измаилович Срезневский скончался.
Источник информации: Срезневский Всеволод Иванович — URL: https://www.library.ru/3/event/person/ . — Загл. с экрана