Глава Первая

Бытие

У человека нету иного мерила всех вещей кроме себя самого. Вся метафизика происходит не из внешних данных и все пророчества слышны пророку не из горящих кустов, но из глубин сознания. Сон можно назвать "нулевым уровнем сознания". Сны бывают разными, но очевидно, что когда в сон не врывается самосознание спящего, то сновидения живут собственной жизнью. Во сне нет физического пространства и физического времени, но есть ментальное пространство и ментальное время, во сне нет вещей и людей, но есть духи.

Бог назвал свое имя Моисею и звучало оно на иврите как "эхье ашер эхье". Дословно можно перевести на русский - "я буду который я буду". Будущее время подчеркивает тот факт, что в мире человеческого действия, в мире Асия, Бог пребывает в модусе потенциальности. Бог не может быть "Сущим", зато человек существует и осознание конечности существования, ужас перед черной бездной смерти заставляет человека искать цель своего существования. Если устранить трансцендентного Бога, то его имманентной тенью, его образом и подобием в сущем остается "экзистенция". В самой грубой форме экзистенция проявляется в инстинкте самосохранения, это она мучает нас в ночных кошмарах. В высших своих проявлениях экзистенция ведет к самореализации, к нахождению смыслов, к нахождению Бога.

Материальный макрокосмос тоже имел свою стадию нулевого существования, стадию сна в модусе потенциальности - "сингулярность". Модель сингулярности это точка без координат и размеров. Если последовательно производить феноменологическое эпохе и редукцию, очищать сознание от шумов и мыслей, то мистики обещают нам духовную сингулярность, отталкиваясь от которой можно строить с чистого листа Дивный Новый Мир. Хотя никакого чистого листа нет и быть не может.

Субъект

Иллюзия свободы воли состоит в убеждении, что человек обладает субъектностью - возможностью делать независимые от внешних условий действия. Поскольку физический мир детерминирован, субъектность актуализируется в свободе выбора между разными интенциями. Я могу выбрать между чашкой кофе и чашкой чая, могу выбрать модель автомобиля, могу выбрать полового партнера, могу сделать доброе дело, а могу злое. Если человека заставляют что-то делать помимо его интенций лишается свободы. Надо только понимать, что свобода это внешняя ситуация, внутри сознания человек всегда раб своих желаний.

В животном мире интенции соответствует инстинкт и хотя животные выглядят свободными, о свободе воли для животных говорить проблематично, поскольку выбор у животных хоть и случаен, но определяется системой рефлексов и поведенческих паттернов. Чем примитивней нервная система животного тем более предсказуемо их поведение. Человеческое поведение очень сложное, но не свободное, поскольку интенции заданы генетикой, воспитанием и адаптацией к среде, тем, что психологи называют "подсознание". За возможность заглянуть в собственное подсознание люди платили психоаналитикам огромные деньги, в надежде обрести свободу от самих себя.

Психоанализ, при всех своих недостатках, выявил важную связь между подсознанием и мифом. Мифы нельзя числить занимательными сказками, они описывают архетипические, универсальные, вечно волнующие человека ситуации и темы. Все архетипы составляют "коллективное бессознательное", если умело пользоваться их воздействием на человека, то можно управлять не только отдельными личностями, но и целыми нациями.

Когда люди не знали, что их жизнью управляют архетипы они говорили, что их жизнью управляют боги. Замена термина не меняет сути, большинство жителей Земли про архетипы ничего не слышало и не услышит, не потому, что кто-то от них что-то скрывает, а потому, что боги гораздо понятней, особенно в их модусе существования, который принято называть "идолами", изображениями. Онтологическое доказательство существования Бога основано на существовании архетипов ведь если мы знаем, что есть Благо, то источник этого Блага Бог.

Боги и архетипы находятся в модусе потенциальности, а не существования. Хороший пример - понятие "энергия". Энергия, по определению из учебников, есть мера способности совершить действие. Математическим "идолом" энергии служит силовое поле. Надо только знать, что силовое поле это виртуальность, но не реальность. Свету не нужен эфир, световые лучи это иллюзия, вроде радуги, между источником света и приемником света нет никакой субстанции, кроме пространства, виртуальный фотон становится реальным только в момент редукции его волновой функции в момент поглощения. Реально только действие. Нельзя говорить о реальности мифов, богов и архетипов, как нельзя говорить о реальности энергии, квантово-механической волновой функции или математических конструктов вроде чисел и геометрических фигур. Но если миф и наука дают нам удачные инструменты контроля над реальными действиями людей или физических систем, то они получают прагматический статус "истинности".

Объект

Индивидуация порождает объекты и создает представления. Творец отделил прозрачной твердью верхние воды от нижних, собрал нижние воды в моря, что в переводе с языка мифических символов означает индивидуацию. Материя, как объективная реальность независимая от сознания, вызывает огромное множество самых разных, данных этому сознанию, ощущений и их комбинаций. Оформление человека из куска глины это тоже индивидуация, как и каббалистические "искры".

На языке физики индивидуация связана с квантованием. В квантовой механике частицы обладают свойствами волн, а волны обладают свойствами частиц. Волновые свойства проявляются в отсутствии наблюдателя, а корпускулярные в присутствии. "Наблюдатель" тут понятие условное, для "наблюдения" достаточно произвести действие. В физике "действие" квантуется и имеет минимальное значение, которое называют "постоянной Планка". Квантуется и скорость, нет в природе скорости выше скорости света. Поскольку волновые свойства относятся к модусу потенциальности, логично, что корпускулы относятся к модусу реальности. Волны вероятности - это будущее время, частицы - это прошедшее время, а настоящее это только действие. В настоящем времени нет стрелы, есть только полет.

Если субъектность проявляет себя в модусе свободной потенциальности, то объект подчиняется детерминации со стороны субъектов. Суть материализма состоит в том, что субъектность редуцируется к объекту, живые тела превращаются в автоматы, социум в завод, а природа в объект манипуляций, в старуху у которой, как зубы, надо с корнем вырывать секреты. Духи и боги изгнаны, но остается проблема самоорганизации объектов до возникновения субъектности, связанной с человеком. Субъектность человека материалисты не отрицают, но сводят ее к работе мозга, к функциональности.

Полный набор само-организовавшихся объектов и их функций называется "природа", а вера в самоорганизацию объектов называется "пантеизм". Само-организация природы доказывается материалистами с помощью теории эволюции. О причинах самой эволюции материалисты не вопрошают ибо природа для них предельно широкий объект и других объектов, воздействующих на фундаментальные законы природы, не может быть по определению. До открытий Эйнштейна и Хаббла материалисты считали мир вечным и бесконечным, ведь если у мира найдется предел, то что-то ведь должно быть "за пределом". Оказалось, что мир имеет точку сингулярности и пространство-время может замкнуться на себя, что значит - двигаясь прямо, свет вернется к своему источнику. Эйнштейн не опроверг материализм, но современная космология не дальше от мифа, а скорее ближе.

Наука рассматривает саму себя как символическую форму, организующую опыт. Символическими формами, организующими опыт, служат так же язык, религия, искусство, право. Если наука пытается только свои методы и результаты навязать всем остальным символическим формам это приводит к "сциентизму". Наука, при всей своей эффективности, не может и не сможет дать четкие аналитические алгоритмы для создания фантазий, для создания морального авторитета и политической харизмы, для любви и ненависти. Даже для задачи о трех планетах нет формулы расчета направления и скорости в течении определенного промежутка времени и их движения хаотичны. "Эффект бабочки" или "чувствительность неравновесных систем к начальным условиям" ставят пределы для точных предсказаний. С другой стороны, они поясняют, как в условиях кризиса действия одного человека или маленькой группы могут менять историю.

Идея

Субъект познает объект через его качества. Объект может быть круглым, красным, сладким. Между объектами могут существовать отношения – круглее, краснее, слаще. Отношения сводятся к количеству. Меру круглости можно оценить через величину отклонение от идеальной сферы, меру красноты по длине электро-магнитной волны, меру сладости по концентрации сахара. Объект как "вещь в себе" не обладает качествами, но мы можем приписать ему его "собственные" отношения, вроде структуры, программы, энергетических потоков или "эйдоса".

Способность приписывать качества объектам, которые мы не ощущаем, но "знаем", связана со способностью человека "давать имена", этим должен был заниматься Адам в Эдеме. Когда говорят о "смысле", говорят об отношениях. Отношения можно изобразить как связь элементов в системе, тогда сама система становится "идеей". Отношения выражаются через рациональность. Рациональными называются числа, которые можно получить в результате дробления. Дробь "одна вторая" описывает ровно тоже отношение, что и дробь "три шестых". Два множества элементов, находящиеся в одном отношении называются в математике "функция". Функциональные связи определяют объективные качества и составляют "смысл" любого объекта, любой системы, любой вещи. Целенаправленный набор функциональных связей, набор смыслов, набор осмысленных действий и символов определяют идеальный синтез материальных объектов.

Самым простым отношением является различение. Индивидуация объектов требует их различения, требует действия. В сознании феномены различаются интенцией, когда из набора черных и белых областей на бумаге усилием сознания может возникнуть белая ваза, а могут появится два лица, в зависимости от того, что считать предметом, а что фоном. Различение между "0" и "1" составляет бит информации. Информация это не набор данных, информация это действия по созданию, передаче, и считыванию данных. Множество последовательных действий составляют процесс. Основное отличие диалектики от формальной логики это переход от индивидуальных качеств к бинарным отношениям, переход от статичности к процессу. Наиболее стройное выражение диалектическая логика нашла в "общей теории систем" и "кибернетике", как науке об информации и управлении. Обратные связи, отношения систем и подсистем, синтез противоречий возникают из диалектических процессов, из элементарного акта различения.

Если системы возникают в результате сборки из элементов, то творческие идеи возникают как целое из поставленной цели. Творческая гениальность и ремесло отличаются именно тем, что мастеровой работает по образцам, а гений генерирует идею и генерирует он ее не натужно, как Сальери, а играючи, как Моцарт. Играющим ребенком представлялся Эон Гераклиту и высшее проявление духа для Ницше - " Дитя – это невинность и забвение, новое начинание и игра, колесо, катящееся само собою, первое движение, священное "Да". Ибо священное "Да" необходимо для игры созидания."

Боги в мифе играют мирами, природа в науке играет в эволюцию, люди играют символическими идеями.