1. Средняя Азия

Путешествие по средней Азии. Подготовку в этот раз начал за пару недель до старта, а не как обычно ) Больше всего мороки, как обычно, с задним колесом, но зато опыт копится и я стал менять его удачно и гораздо быстрее. Инструмент, вещи и снаряжение собрано и я спокойно жду даты старта.

День 1.

Стартовал с утра, по дороге на Сальск. Там не особо загруженная трасса. Потом поворот на Элисту.

Саму Элисту проехал по объездной. В Калмыкии началась степь и пейзажи все больше становились однообразными. В Астраханской области недалеко от дороги видно солончаки.

Ближе к вечеру, купил печенья в приграничной деревне и отправился пересекать границу. И на нашей стороне и в Казахстане, все прошло быстро, никто почти ничего не смотрел, так бегло глянули в одну из сумок. На Казахской стороне начинается разбитая дорога с редкими кусками асфальта, почти грунтовка. Уже начинает темнеть и я сворачиваю в сторону, становлюсь на ночевку за холмиком. В этот день практически ничего интересного не было.

День 2.

С утра попив кофе с печеньем, стартую по разбитой дороге. Машины еле ползут, фуры поднимают пыль. Я в хорошем темпе еду, чаще всего в стойке. Такие участки лучше всего едутся с утра ) Спустя примерно 70 км, появляется асфальт, но сильно побитый, весь в дырах. Машины, и я вместе с ними, петляют по всей дороге, пытаясь поймать как можно меньше ям. Пейзажи становятся совсем однообразными. Такая дорога идет до самого Атырау. Город довольно большой.

Еду перекусить и поменять немного денег (тем более, что обратная дорога будет лежать через Казахстан). Начинаю обливаться потом, пока хожу пешком и потом при любой остановке. Еду дальше на Бейнеу, "наслаждаясь" видами степи. Иногда, параллельно мне, по железке немного поодаль, едут поезда. Немного не доехав до Бейнеу, останавливаюсь на ночлег.

День 3.

Доезжаю до Бейнеу и еду на заправку. Там сидит пара мотоциклистов, наверно муж с женой. Он на 1200ГС, она на 650ГС. Перекинулся с ними парой слов. Заправляюсь под завязку - бак и 2 пятилитровые канистры. Затем в лучших традициях, бодро и уверенно шпарю по навигатору не туда )) Правда смутные сомнения меня затерзали быстро и я вернулся. Спросил про правильную дорогу и погнал на границу с Узбекистаном. К границе ведет грунтовка, отсыпанная щебнем. Довольно быстро нагоняю двух гусеводов и шпарю вперед. Через некоторое время, уже видно параллельно строящуюся асфальтовую дорогу. По паспорту ее должны доделать до лета (или весны) 2019 года. Доезжаю до границы, меня запускают на территорию пропускного пункта. Там оказывается целая толпа людей, приходится потеть в очереди. С меня уже начинает откровенно рекой литься пот. Штампик получен, небольшой осмотр пройден (с болтавней с таможенником, конечно). Узбеки запускаю меня без очереди. Я так и не понял, можно ли мне было объехать "обеззараживающую" лужу, но на всякий случай проехал через нее. В отличие от Монголии, за проезд через лужу, тут не берут деньги )) На этой границе пришлось постоять подольше, но правда в тени. Поболтал с таможенниками и дальнобойщиком из Беларуси, который уже пару дней торчит на таможне. У меня проверили флешку в экшн-камере на предмет съемки на пропускном пункте (после этого я стал снимать камеру, чтобы не было лишних вопросов). Подтянулись гусеводы и я покинул пункт пропуска вместе с ними. Мы закупились водой в ближайшем ларьке, сделали страховку (у меня были сомнения, да и местные точно не знали, нужна ли она нам по правилам) На всякий случай сделали, но как оказалось позже, она нафиг не нужна. Выехали дальше. Жара началась серьезная. Трасса идет через пустынные места, асфальт убитый наглухо, кое где грунтовка. Я довольно быстро оторвался от попутчиков и умчал вперед. Останавливаюсь время от времени попить, но вода в сумке довольно быстро нагрелась и пить ее стало не так классно. Перекусил и немного повалялся в чайхане. Бензиновых заправок по дороге я даже не припомню. Доехал до Кунграда и пошел в банк, менять деньги, но оказалось, что Узбеки модные ребята и меняют только доллары, евро и фунты. Подсказали, что можно поменять на рынке, куда я и побрел. В замен одной 5 тысячной купюры, мне дали целую пачку денег, которая в карман штанов не лезла. Попросил дать купюрами побольше ) Так тоже получилось много, но запихать их в карман уже вышло. Еще некоторое время ушло на катание по городу и расспросы о том, где тут можно заправиться бензином. Одна заправка не работает, на другой пусто. Помотавшись по городу, все же нашел заправку и заправил какой-то бензин. Помчал дальше. Доехав до Нукуса, остановился в гостинице. Там официально разные цены для своих и иностранцев, причем для своих цена вполне нормальная, а вот для иностранцев выше в 3 раза (уже не бюджетно).

День 4.

Завтрак включен и после перекуса, я отправился дальше. Уже выехав из города, решил на всякий случай уточнить у местных будут ли впереди заправки и не зря. Пришлось вернуться и заправить полный бак. Торчать на палящем солнце, где-то посреди пустыни не хотелось. Как оказалось, заправки и правда были далеко впереди. На одной из них немного освежил мотик из шланга ) Немного отдохнул, полежав на скамеечке под деревом, рядом с полями. Немного поговорил с местным жителем, который как раз приехал проверить поля. После Турткуля началась настоящая пустыня и жарить стало просто нещадно. Задраив все отверстия в шлеме, я поехал к Бухаре. Заправиться прямо перед выездом не получилось, все заправки оказались либо газовыми, либо закрытыми. Пришлось покупать по дороге, у местных. Заливают через лейку из пластиковой 5 литровой бутылки. Позже останавливался, пообедать в придорожной чайхане, где попробовал наверно один из лучших лагманов. Продолжаю движение в сторону Бухары. При заезде на АЗС, рвется тросик на легком выжиме сцепления. Приходится немного повозиться и переложить обычный трос сцепления. Разговариваю с едущими назад из России местными. Катались на чемпионат мира по футболу ) Починившись и заправившись, пью воду которая нагрелась до температуры чая и еду дальше. Последние километров 80 до Бухары, опять начинается разбитый асфальт, весь на кочках и ямах. Во второй половине дня доезжаю до Бухары и заселяюсь в первый попавшийся отель. Не совсем бюджетно, но зато мне не отходя от кассы поменяли деньги и мот поставили в гараж.

Иду на разведку в город. Побродить немного, а заодно узнать, где можно остановиться еще на день, но уже подешевле. Различных гостиниц и хостелов в Бухаре, просто завались. Нахожу по приемлемой цене и не далеко. Решаю, что завтра перееду сюда. Дальше уже иду посмотреть город.

День 5.

С утра переехал в хостел попроще. Я собирался взять какую-нибудь шапку, но конечно забыл. Пришлось одеть и скатать наверх подшлемник. Я примерно изучив схему, которая висела неподалеку побрел в город. Нашел старый советский аппарат по продаже газировки. Заброшенный и не рабочий.

Съев самсы, пошел по одной из центральных улиц в центр.

Ближе к обеду, у меня начало довольно сильно печь ноги. Если верхняя часть у меня была хоть как-то загорелая до этого, то ноги оказались неподготовленными совершенно. В итоге оставшуюся часть дня я бегал от тени к тени, прячась от солнца как вампир ). В кафе, поел отличного плова с зеленым чаем.

В центре, большая крепость-музей (крепость Арк).

Внутри, множество предметов быта и реконструкция дворов крепости. Много древних книг.

После музея пошел гулять куда глаза глядят.

Зашел в мечеть.

День 6.

Подстраховавшись, я решил не ехать в Ташкент и Самарканд. Думал не хватит времени. Поехал сразу к границе с Таджикистаном, через Карши-Байсун-Денау. Где-то с середины пути, дорога пошла через горы. Сама дорога хороший асфальт, в основном.

На границе Узбекистана пришлось немного постоять, хотя на самом пункте все прошло быстро. На Таджикской стороне, немного подождал пока оформят временный ввоз, но в целом все тоже прошло быстро. На выезде с пункта, мне задарили шоколадку ) Я остановился попить воды и съесть шоколадку. Недалеко, местные детишки купались в оросительных каналах, цвет воды в которых совсем не внушал доверия, но им похоже пофиг ) До Душанбе идет хорошая, новая дорога. В самом Душанбе я заранее отметил себе байк-хаус местного клуба, но пришлось немного покрутиться по городу. Каждый раз навигатор приводил меня к ремонту и перегороженной улице. Попросил местных ребят позвонить по номеру и договорился с Азизом о встрече. Он подъехал быстро и заселил меня в байк-хаус, по символической цене. Вечером поел шашлыка в чайхане напротив и попил чая. Спать оказалось возможно только на первом этаже, где кондер охладил воздух. На втором где стояли кровати была настоящая парилка.

День 7.

Иду гулять по Душанбе.

В центре много административных зданий и красивый парк.

Немного дальше небольшое озеро, рядом много статуй.

После прогулки, отдал Азизу деньги и паспорт для оформления пропуска в ГБАО и отдыхал. Пропуск сделали довольно быстро. Еще Азиз склепал мне номер, который уже почти разорвался на 2 части. Мы обсудили маршрут и выяснилось, что погранпереход через который я хотел ехать в Киргизию, работает только для местных. Так у меня отвалилась часть маршрута. Придется мне ехать по обычному маршруту ) Под вечер я еще раз прогулялся в город.

День 8.

Я встал пораньше, закинул ключ под дверь в мастерской и поехал на Памирский тракт. После Душанбе некоторое время идет хороший асфальт. Дорога постепенно начинает уходить в горы. Я естественно поехал по северной дороге.

Догнал 2 мотоциклистов (один на Африке 750, второй на КТМ 1190). Мы некоторое время просто ехали вместе, а потом остановившись в живописном месте познакомились. Святослав и Ростислав из Болгарии. Святослав хорошо говорит по русски и проблем с общением не было.

Дальше поехали вместе. Ребята точно собирались останавливаться в Калай-Хумбе, а у меня были сомнения.

Начались пыльные грунтовые дороги, сменяемые иногда асфальтом. Доехав до развилки, мы уже окончательно свернули на грунтовую часть и поехали в горы.

Где-то по дороге ребята отстали. Я был в Калай-Хумбе минут на 20-30 раньше. Недалеко от города, первый раз на посту проверили и записали в журнал пограничники.

Я решил остаться тут на ночевку и стал дожидаться ребят. Заселились все в гест-хаусе у Бахрома. Я договорился подешевле и расположился на веранде, в палатке. Позже еще приехал 18-летний паренек из Америки, который купил мотоцикл в Киргизии и колесит по Азии. Мотик, старый dr650rse, выглядящий довольно уставшим. Потом еще Китайцы приехали на машинах. В общем, под вечер людей собралось нормально.

День 9.

Перекусив, выехали втроем, с утра пораньше. Святослав и Ростислав, ребята постарше меня и спешить особо не хотели, тем более времени у них было больше, поэтому я довольно быстро от них уехал. Я останавливался дальше, но они меня так и не догнали. В общем, больше мы не встретились.

Дорога пошла вдоль реки Пяндж и по ту сторону видно Афганские флаги. С той стороны реки тоже идет дорога. После обеда я уже проехал Хорог. Ребята из Болгарии собирались остановиться тут, я же решил не терять время и поехал дальше. Как я писал ранее, мы больше не встретились. Дорога от Хорога до Ишкашима, произвела отличное впечатление. Грунтовка идет через села, иногда сменяясь небольшими участками асфальта. Под вечер температура стала нормальной, виды отличные и настроение хорошее.

Доехал до Ишкашима, где встал на ночлег в гест-хаусе. Тут уже гостят несколько велосипедистов из Испании. Немного поковырялся с мотиком, заправил скоттойлер и положил канистру с маслом в карман сумки. Пошел к себе в комнату истреблять мух кроссовком ). Потом я пошел купаться, а затем ужинать и смотреть финал чемпионата мира по футболу. Финал собрал всех обитателей гест-хауса мужского пола ) Выпил с испанцами немного пива. Они почему-то болели за Хорватию, а я просто за хороший футбол. Матч не подкачал )

День 10.

Когда я вышел с утра, то заметил что масло вытекает из сумки. Оказалось плохо закрутил канистру и масло вытекло в карман сумки. Пришлось оттирать масло и вычерпывать его изнутри. Залитый наглухо, старенький и побитый штатив, пришлось выкинуть. В общем, собрал масло и протер сумку более-менее, насколько это возможно.

После Ишкашима, дорога оказалась гораздо хуже. Началась жесткая гребенка, временами обильно засыпанная щебнем, что только усугубляло. Иногда ехал сбоку от дороги, по тропкам которые проложили велосипедисты. Пару раз возило при перестроениях по глубокому щебню. Потом начался подъем на перевал.

Во время небольшого отдыха, подметил какое-то шелестение в двигателе. Первая догадка, что открутилась гайка на валу, но потом я стал сомневаться. Возможно движек просто так работает на высоте. В общем, в любом случае нужно ехать дальше. Начинается гребенка еще хуже чем внизу и ее не всегда можно объехать. Петляю туда сюда в попытке хоть немного объехать гребенку. Проезжаю пост пограничников, встретив пару на Африке. Еду дальше и вижу пару Трансальпов на дороге. Их водители сидят немного ниже, у озера. Решаю спуститься и поговорить. Это Андрей и Миша, из Душанбе. Катаются по Памирскому тракту.

Миша угощает печеньем. А вот шпроты я есть не стал, даже не смотря на то, что был голоден. Уж слишком они подозрительно выглядели ) Ребята тоже решили не рисковать и оставили их для местной живности ) Поехали дальше вместе. Дальше еще была гребенка и немного песка. Потом уже выехали на асфальтовую дорогу и темп подрос. Хотя иногда дорога шла приличными волнами и ям на ней предостаточно.

Ближе к вечеру доехали до Мургаба. Заселились в единственный отель. Андрей договорился насчет меня, как будто я местный ) После ужина, пошли пить пиво в номер и болтать обо всем подряд.

День 11.

Смазав цепи, отправились на заправку. С электричеством в Мургабе пока еще туго, электростанцию только строят. Заправляемся с ведра, как и на большинстве заправок до этого. Едем дальше. Встречаем парня с Чехии. Останавливаемся поговорить. Он просит дать интервью, можно на русском. Потом еще подъезжает пожилая пара из Австрии, на фургончике. Болтаем, смеемся, фоткаемся друг с другом )

Потом едем уже на Ак-Байтал.

После перевала начинается гребенка. Опять петляю по дороге в попытках проехать помягче. Когда вдруг кажется, что по встречке ехать лучше и ты перестраиваешься, то там начинается то же самое ) Попытки съехать на боковые дороги, тоже не заканчивались ничем хорошим, там та же гребенка, но временами еще хуже. В общем, чтобы жестко не трясло, приходилось ехать у обочины.

Такая дорога длилась не слишком долго и чуть позже я уже выехал на какой-никакой асфальт. Андрей и Миша отстали.

Я доехал до разрушенного моста. Пришлось попетлять в камнях. Даже немного прилег на бок, слишком бодро въехав на кучку камней. Но в принципе, много времени не заняло. Хотя на фотографии и кажется, что можно просто проехать почти по прямой, но на деле там было не влезть.

Решил, что дождусь их после границы, чтобы не терять время. Прошел обе границы, попросил чтобы им передали что я их буду ждать.

Между пунктами пропуска красивые горные пейзажи.

Пройдя границу, поехал в Сары-Таш. Перекусил там, заправился, поменял немного денег и поехал ждать ребят на развилке, недалеко от городка. Посидев больше часа и поспрашивав у проезжающих мимо, так и не дождался. Решил ехать в Ош. От Сары-Таша до Оша идет отличная, новая дорога. Места очень живописные. Горы, речка в стороне и небольшие села.

К вечеру, доехал до Оша. Расспросив местных, я довольно быстро нашел гест-хаус Жукова. У Стаса узнал контакты клуба в Бишкеке и расспросил о маршрутах до Иссык-Куля. Поел и лег спать.

День 12.

С утра немного покрутился по городу. Я принял решение ехать к озеру не по центральной трассе, а через грунтовые дороги по югу, но сначала пришлось немного проехать по асфальту с возросшим трафиком. Даже в пробки попадал в селах, где трасса идет через рынок. После Джалал-Абада начинается грунтовая дорога и подъем на перевал.

Грунтовка интересная, виды отличные - ехать одно удовольствие.

На перевале видно лед и как положено, дует холодный ветер.

Потом пошел спуск вниз. Когда я ехал на подъем, машин практически не было. На спуске стала появляться встречка. Уже внизу, я ненадолго выехал на новый асфальт, но потом вернулся в город заправиться и понял, что новая трасса ведет не туда, куда мне нужно. А может и туда, но в любом случае, я решил ехать от Казармана по прямой до Нарына. Дорога оказалась интересной.

Километров за 80 до Нарына, я свернул к реке и встал на ночевку, недалеко от моста.

День 13.

С утра довольно быстро доехал до Нарына и поехал уже по асфальту на север, к озеру. На трассе нарвался на местных ГАИшников, которые стояли спрятавшись за угол, после дурацкого знака на трассе 60. Пришлось им отдать денег. На трассе этих редисок как окажется, полным полно. Ну и как выяснится позже, они меня по незнанию конечно просто ограбили. Перед Иссык-Кулем дорога портится, начинается старый асфальт с кочками и ямами.

Основные красоты в начале пути. Чуть позже я остановился искупаться. Вода довольно холодная, сказали, что пару дней шли дожди. Обсохнув, пошел съесть пару пирожков с кофе в ближайшей юрте-кафе. Встретил на пляже семью из Самары, они приехали на машине. После этого, каких-то красивых мест особо и не припомню, дорога как дорога. Уже обогнув озеро, остановился на северной его стороне.

День 14.

Доезжая до Бишкека, опять попался на трассе с небольшим превышением, опять они сидели за углом, опять за дурацким знаком 60. Отдал в этот раз меньше. Где-то тут, у меня отвалился болтик который держит навигатор и у него начались проблемы с питанием. В Бишкек приехал уже без навигации. Пришлось выспрашивать у местных жителей. В общем, я доехал до байк-хауса местного мото клуба (Мото перцы) и заселился там. Помыл мотик и сменил масло. Ближе к вечеру, началась гулянка, тем более у одного из ребят был день рождения. Пили пиво, потом коньяк, курили кальян и под конец пели караоке )

День 15.

Ребята уехали на какое-то мероприятие. Я пошел гулять по Бишкеку.

Съел офигительное мороженное, купил сувениров и пошел назад, хотелось отдохнуть перед обратной дорогой.

День 16.

Неспешный выезд к границе. Неспешный потому, что мне везде стали мерещиться ГАИшники. Они и вправду попадались пару раз. Несколько ремонтов, в которых я опять заляпал мотик. Прохождение границы с Киргизской стороны не заняло много времени, но я потерял подшлемник и пришлось бегать за ним обратно. Казахи досматривали тщательно, пришлось открывать все сумки и даже снимать седло. Дальше началась трасса через степи. Мимо Шимкента на север. Фоток тут не будет, фотографировать по пути совершенно нечего. Жара.

День 17.

Продолжаю путь на север. Пейзажи однообразные. Разве что, вместо жары начался сильный ветер, который вроде сбил температуру, но стал прилично мотать меня по трассе. Проезжал Байконур, но не заехал. Хотел из Бишкека связаться с местными мотоциклистами по поводу пропуска, но так и не написал. Ближе к вечеру, шея устала от постоянного давления. Весь день ехал, но примечательно почти ничего не видел.

День 18.

Проехал Актобе (Актюбинск), немного поплутав по городу из-за ремонтов. Навигатор получилось оживить наполовину и дело ориентирования в незнакомом городе ускорилось. Затем дорога на Уральск и к границе. До границы почти построили новую трассу, но еще не до конца. Грунтовка петляет параллельно новой дороге, временами ее пересекая. Так и добрался до границы. Обычные разговоры с пересекающими границу и пограничниками, куда, откуда, сколько жрет, сколько прет и пр. На родине меня ждут родные деревца, синее небо (я аж как-то обратил внимание) и всратая наглухо дорога )

По лоскутному одеялу поехал в Саратов. Доехал, позвонил Шамилю. Он объяснил мне куда ехать. Найти было не очень сложно, благо не пришлось особо блуждать. Пошли вечером погулять, попить пива. Потом еще вечером сидели, много общались.

День 19.

Поспал побольше, еще пообщались с утра. Выехал ближе к обеду, попрощавшись и поблагодарив Шамиля. Спасибо тебе дружище, за радушный прием!

Я поехал по дороге на Воронеж. Дорога хорошая, идет через холмы и лески. Даже несмотря на ремонты, заторов не было. Ближе ко второй половине дня, начал накрапывать дождик и я решил остановиться переночевать, хотя за день проехал совсем немного.

День 20.

Выехал пораньше. Свернул на прямую дорогу на Богучар. Люблю такие дороги через маленькие деревни и городки. Дорога хоть и похуже чем М4, но зато гораздо интереснее. После Богучара проехал по М4 до Шахт, где ушел на параллельную дорогу. Проехал до Аксая, где пришлось немного кружануть, так как выезд изменили, но много времени это не заняло. Потом по левому берегу и мимо стадиона на Батайск. Я дома.