Узники

Узникам концлагерей

...Дорогой памяти,

Дорогою добра,

Война закончилась, казалось в прошлом веке,

Но жизни забирали лагеря,

И запах смерти чувствовали дети! ..

Наталья Жукова

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории и судьбах людей. Самое страшное, что было на войне, это, наверное, наличие концентрационных лагерей. Многие потеряли близких людей, которые были убиты или замучены. В этом подразделе будут размещены истории жизни узников лагерей.

!Если у Вас имеется какая-либо информация (будь то фотографии, документы, личные вещи, биография, либо просто Ваше воспоминание или семейная история) о тех, кто, побывал в концлагере, мы будем рады получить ее от Вас. Если Вы нашли какую-либо ошибку или неточность, мы постараемся ее исправить. Свои пожелания и предложения Вы можете направить нам по адресу taisiyatereshkovec@mail.ru. Надеемся на сотрудничество.

Аксенович

Евгений Васильевич

Сколько девчонок и мальчишек брали в плен, увозили в немецкое рабство, гнали в концлагеря. Одним из них был Евгений Васильевич Аксенович. Жене было всего 15 лет, когда начались годы страданий и лишений. Прошел только месяц, как он окончил школу. Мальчик остался с матерью и тремя маленькими сестренками в своей деревне (Великое Село Ветринского района). Когда в той местности зародилось партизанское движение, не раздумывая, примкнул к нему, стал работать проводником. В январе 1944 года фашисты сожгли практически все дома в деревне. Женя с семьей чудом остались живы. Некоторое время они обитали в деревне Крывенки, но Немцы окружили и ее. Испуганных жителей собрали в колонну и погнали в Ушачи. Аксенович оказался среди пленных, которые направлялись в Лепель. Через две недели оставшихся в живых отправили в Минск. По прибытии людей разделили на две группы: молодых – в Германию, старших – в лагерь смерти «Тростенец».

27 июня 1944 года Женю Аксеновича доставили в германский город Штаргарт, а в конце июля отвезли в лагерь «Иоганис-Бомберг», расположенный возле города Болхин. Здесь находились югославы, болгары, чехи, словаки, поляки, французы, русские и даже немцы – противники режима. Вся территория лагеря была поделена на национальные зоны ограждениями из колючей проволоки.

«Лагеря – самая чудовищная сторона войны. Нас кормили хлебом из опилок и супом из брюквы, — вспоминает Евгений Васильевич, — причем порции этой «еды» были ничтожно малы». От истощения и болезней медленно умирали сотни людей. Мертвых выносили за территорию и складывали в специальные траншеи, которые засыпали землей по мере их заполнения.

Однажды фельдфебель, ответственный за порядок в лагере, заметил, как Женя переговаривался с польским заключенным. За это немец лишил его пайки на два дня. Вскоре паренек, и без того находившийся на грани жизни и смерти, упал в голодный обморок. Санитары посчитали его мертвым и вместе с остальными трупами скинули в траншею. Он очнулся от холода ночью и, ощутив лежащее на нем тело, с ужасом понял – покойник… Собрав последние силы парень добрался до лагеря.

К счастью, никто не заметил, как он проползал под колючей проволокой. Так Женя попал в спасительный для него югославский сектор. Полуживого парня накормили и спрятали. До 26 октября 1944 года, когда лагерь был освобожден американскими войсками, Женя тайно находился среди своих югославских спасителей.

Да, он выжил в этом коверкающем судьбы круговороте, но в его памяти навсегда остались искаженные ужасом лица пленных и нечеловеческая жестокость немецких солдат, которые издевались над женщинами и детьми ради садистского удовольствия, обращались с людьми, как с животными, и называли себя при этом «высшей расой». Конечно, ни я, ни кто-нибудь другой не может всего этого передать. Нам, нынешнему поколению, стоит помнить, что сделали наши предки для нас, и ценить каждый момент в своей жизни, и стараться также сделать что-нибудь для наших потомков!

Статья с сайта "Веб-журналист".