Помощь населения партизанам

Несомненно огромную помощь партизанам оказывало местное население. Жители деревень и хуторов, которые находились вблизи мест размещения партизанских отрядов и бригад, вносили посильную помощь народным мстителям. Люди делились продуктами, одеждой и медикаментами, собирали боеприпасы и оружие, работали на немцев и полицаев с целью добычи информации. Таких историй бесчисленное количество. К нам же попало только несколько воспоминаний, но они бесценны для памяти народа.

!Если у Вас имеется какая-либо информация (будь то фотографии, документы, личные вещи, биография, либо просто Ваше воспоминание или семейная история) о тех, кто, рискуя своей жизнью, помогал партизанам в годы войны, мы будем рады получить ее от Вас. Если Вы нашли какую-либо ошибку или неточность, мы постараемся ее исправить. Свои пожелания и предложения Вы можете направить нам по адресу taisiyatereshkovec@mail.ru. Надеемся на сотрудничество.


Литвин 

Елизавета Аврамовна

Литвин Елизавета Аврамовна

 

Родилась 10 мая 1910 года в д. Крыжи.


Из воспоминаний

Во время войны помогала партизанам, пекла хлеб, стирала белье. Добровольно отдала корову партизанам, на что есть и справка. Когда партизаны стояли в их деревне, у нее жили комбриг Мельников Владимир и начальник штаба Пучков Николай. Когда бригада переехала в д. Глыбочка, на их место пришла бригада партизан. Елизавета Аврамовна их называла «Сиротинцы». Комиссар Сипко, комбриг Сакмаркин Николай, Начальник политотдела Политаев. Все они весной 1979 года приезжали в д. Быстрики, ездили по местам былых боев их бригады. Во время блокады находилась с партизанами. В Ветрино пыталась вместе с ними перейти железку, но неудачно. Много партизан погибло. На помощь подошли бригады Радионова и Уткина. Радионов здесь и погиб. В этом месте стоит ему памятник. Перейти железку больше пыталась, а стала пробираться домой с 2 детьми. Много раз немцы прочесывали лес с собаками. Но ей и еще нескольким женщинам удалось спастись в вырытой землянке, где они прожили 7 суток. Питались подсоленной водой, выжатой из мха (у нее с собой был 1 кг соли).

Домой вернулась на пустые места, которые пришлось обживать по новой. Она прошла с партизанами путь: Быстрики-Глыбочка-Богородицкое-Ушачи-Ветрино.

После освобождения в 1944 г. работала в колхозе. Ездила в Германию за лошадьми в г. Буков. Следовали за нашим фронтом. Собирались в Полоцке. В Германии, в г. Гнездно, на вокзале их встретил Жуков. Предупредил, чтобы мы соблюдали дисциплину, как бы не были голодны, ничего у немцев не брали во избежание отравлений. Получили лошадей и вернулись благополучно домой.

Проживала в д. Быстрики. Наград не имела.

Улицкий 

Николай Григорьевич

Улицкий Николай Григорьевич

 

Родился в 1934 году в д. Муравец. Со временем его семья переехала в Глыбочку, где и проживала во время войны. 

Николай Григорьевич с малых лет помогал  матери по хозяйству, так как мужчин в семье больше не было, а нужно было еще присматривать за тремя малыми сестрами.

У Улицких совместно еще с несколькими семьями была кобылка. На ней еще совсем юный Коля обрабатывал не только свою землю, но также помогал и соседкам, которые также остались без мужчин в доме. Именно на этой кобылке мальчик помогал партизанам перевозить продовольствие, оружие, а порой и раненых.

 

Из воспоминаний

Во время Великой Отечественной войны на территории теперешнего Глыбочанского сельсовета действовал партизанский отряда, который был тесно связан с целой сетью других партизанских отрядов района. Фашисты называли Глыбочку «второй Москвой». Здесь в доме Кищенко Виктора находился штаб партизанского отряда. им руководили братья Юрченко – Василий и Степан. Существовала телефонная связь штаба Глыбочки и штаба соседнего партизанского отряда в д. Богородицкое, а также с д. Муравец. Девочки-подростки из местных ночью обходили линию, где проходил телефонный кабель. Они были распределены по участкам линии и докладывали обо всех повреждениях в штаб отряда. а днем они же вели наблюдение за всеми действующими колодцами с питьевой водой.

В Глыбочке во время войны был так называемый спиртзавод. Он находился в амбаре Дубко Сапрона Степановича. Самодельный спирт зимой заливали в противотанковые пулеметы вместо воды, отправляли в госпиталь, а иногда выдавали личному составу партизанского отряда. завод называли Сапроновским. Сейчас там проходит улица, которая тоже называется Сапроновской.

В помощь партизанам в Глыбочке работала столярная мастерская. В ней Иванкович Николай Петрович и Заговало Левон Яковлевич делали приклады для ружей и лыжи для партизан.

В сапожной мастерской делали сапоги, которые тоже переправляди в отряд.

В деревне Быстрики в доме Литвина Ивана Михайловича находился еще один партизанский штаб. Между двумя этими формированиями в годы войны была в лесу деревня Муравец. Здесь в доме Федоса Васильевича Иванковича создали партизанский госпиталь. И сейчас в районе бывшей д. Муравец можно увидеть холмики-могилки. Не на всех есть камень, плита или крест с именами. Здесь хоронили и погибших от ран партизан, и мирных жителей, расстрелянных фашистами. Некоторые из этих захоронений были перевезены после войны в братскую могилу в Глыбочку.

Был в Муравце и небольшой аэродром. Самолеты здесь не садились, а лишь сбрасывали необходимые медикаменты и оружие. Чтобы летчики видели, где сбрасывать, ибо происходило это по ночам, местные жители разжигали костры.

Были аэродромы в д. Василевичи и д. Богородицкое. Говорят, на этих аэродромах часто садились советские военные самолеты.

Большим считался аэродром в д. Богородицкое. Здесь не только выгружали оружие для партизан,  а и забирали раненых, так как тут был военный госпиталь более широких масштабов, чем в Муравце. Сейчас там есть захоронения погибших партизан и местных жителей. На одной из могил – памятник с надписью «Первый юный партизан. Погиб в 1942 году». Здесь захоронен Красинский Толя. Его ранили в голову в первом сражении с гитлеровцами, когда те появились впервые на территории теперешнего Глыбочанского с/с. Раненого Толю вынесли с мета боя товарищи-подростки. Они прятали его, выдавая за больного тифом. Но Толе становилось все хуже. Умер он в госпитале д. Богородицкое.

Первый свой бой фашистскими захватчиками партизаны приняли в районе д. Муравец. Немцы потом, загрузив своих раненых солдат в машины, и тех, что остались, собрали местных жителей. Фашисты гнали людей спереди и позади своих машин (их было 5) до д. Двор Усвица, чтобы партизаны окончательно их не уничтожили.

В Двор Усвице людей отпустили и направились в сторону поселка Улла. А возле д. Усая партизаны все же разбили эту колонну.

В этих боях погиб партизан из Туровли. Имя его не известно. Он был захоронен в д. Белаши, а после войны перезахоронен в братскую могилу; вернее то, что от него осталось – крестик и шинель. Погиб партизан Душинский от ранения в живот. Позже стало известно, что его семья была расстреляна гитлеровцами во время «блокады» немцами группы партизанских отрядов и их территорий.

Семью партизана Велюго расстреляли возле д. Василевичи в местечке Стрелицы. Говорят, в этом месте было много расстреляно мирных жителей. Может, потому и стали так называть место – Стрелицы.

В д. Двор Усвица в лесу есть могила солдата Советской Армии. Это военнопленный, замученный и расстрелянный здесь фашистами.

Партизанский отряд Глыбочки держал оборону  и вдоль реки Западная Двина от д. Аделино до д. Островляны.

 Все как могли и чем могли помогали партизанам. Все мы: мальчишки-подростки, женщины и старики готовы были поддержать партизан. А мальчишки мечтали, чтобы их взяли в отряд.