Они

не вернулись домой

Не вернувшимся с войны

Вглядитесь в лица не вернувшихся с войны,

В глаза горящие, навечно молодые.

На старых фото все они живые,

Любовью к нам, сегодняшним полны.

Такая горькая судьба – не их вина,

Что в пору тягостного, злого лихолетья

Пришлось им – молодым шагнуть в бессмертье.

Взяла их в вечность подлая война...

Е. Тихомирова

Потери Великой Отечественной войны были огромными. Общие людские потери Советского Союза составили более 26 млн человек. Не было ни одного дома, ни одной семьи, в которую кто-то да не вернулся в 45-м. Глыбочанская земля, как и Беларусь в целом, не исключение.

!Если у Вас имеется какая-либо информация (будь то фотографии, документы, личные вещи, биография, либо просто Ваше воспоминание или семейная история) о защитниках нашей Родины, так и не вернувшихся с войны, мы будем рады получить ее от Вас. Если Вы нашли какую-либо ошибку или неточность, мы постараемся ее исправить. Свои пожелания и предложения Вы можете направить нам по адресу taisiyatereshkovec@mail.ru. Надеемся на сотрудничество.

Велюго (Велюга)

Михаил Андреевич

Велюго (Велюга) Михаил Андреевич

Родился в 1920 году.

Погиб на фронте в 1944 году (по другим данным – в 1945 г.).

Иванкович

Николай Ефимович

Иванкович Николай Ефимович

Из воспоминаний Задубровской Ефросиньи Николаевны, сестры:

«Родился в 1921 г. в д. Глыбочка, заканчивал Глыбочанскую школу.

Перед войной он послал т. Ворошилову письмо с документами и с просьбой зачислить его в военное училище связистов. Скоро пришел вызов. Он был зачислен курсантом военного морского училища связистов в г. Орджоникидзе, куда уехал 5 мая 1941 г.

До окончания войны о нем ничего не знали. После войны я стала писать в Москву, разыскивать его. Прошло длительное время, и я получила из военкомата извещение, что Иванкович Николай Ефимович пропал без вести».

Единственная информация, которая имеется в сети Интернет, это дата смерти – 01.07.1944 г. ("Герои.Бел").

Из музейного архива

Мушковская

Ванда Вацлавовна

Мушковская Ванда Вацлавовна

Комсомолка из деревни Яковки Глыбочанского сельсовета, героически погибшая от рук гитлеровцев.

Вот как вспоминает о Ванде Мушковской бывший секретарь Ушачского РК ЛКСМБ В.Я. Василевский: «Я имел данные обо всех близлежащих гарнизонах. С Ушачами мы тесной связи не имели. Там часто состав гарнизона менялся, что там происходило, я точно не знал. Мушковская вызвалась пойти туда, там проживать и, используя своих знакомых, информировать обо всем нас. Я знал ее с детства. Это была девушка смелая, полная энергии и жизнерадостности. Она всегда верила в победу Советской власти. Где бы она ни работала, всегда была первой.

За время оккупации она сохранила комсомольский билет. Я помню ее жизнерадостное лицо, полные огня и жизни глаза, когда она, прощаясь со мной, говорила: «Смерть не страшна. Я могу умереть, но сделать дело для Родины». Мы организовали «погром» в ее доме, что как будто ее искали, хотели расстрелять, как немецкую шпионку, и, «удирая» от нас, она ушла в Ушачи. Там ее приняли как пострадавшую от партизан. Свыше 3 месяцев она была в Ушачах, давала необходимые для нас сведения. Однажды отряд Дубровского напал на жилой квартал Ушач, где жили полицейские. В одном доме расстреляли двух братьев полицейских, ярых врагов народа. В этом доме жила и Мушковская. Немцы заподозрили ее в работе в пользу нас. Ее арестовали, допрашивали, кем послана, откуда, где партизаны, сколько их, какое ей дано задание.

Но на все вопросы она отвечала: «Нет, не знаю». Ей перебили ноги, руки. И вот она уже при смерти. Обер-лейтенант немецкой армии стал допрашивать сам. Девушка, собрав последние силы, плюнула офицеру в лицо. Тот застрелил ее.

Так окончилась жизнь пламенной патриотки Родины Ванды Мушковской, члена ВЛКСМ с 1938 года».