Пионеры Красноярска-26

Юный дзержинец

В лагере были только мальчики, так как лагерь был военизированным. Важна была дисциплина, порядок, четкий режим. Каждый взвод дежурил по лагерю.

Здесь работали кружки юнармейских специальностей: стрелков, связистов, разведчиков, регулировщиков. Торжественно, с военными ритуалами, проводились парады, спартакиады, кроссы, конкурсы рисунков по военной тематике. В планах всегда было проведение игр «Поиски флага», «Два корабля», «Зарница». Не обходилось и без марш-бросков по пересеченной местности. Интересно проходила «Неделя боевой славы» по почину «За себя и за того парня», КВНы «Солдатушки - браво, ребятушки». Поощрением отличившимся в службе было катание на теплоходе по могучей реке Енисей, поездки в цирк. Подросткам прививались в лагере практические навыки выносливости, смелости, умения жить в коллективе сверстников».

Невозможно описать жизнь городской пионерии во всех лагерях — настолько она была яркой и разнообразной. Все свои умения, душу, творчество вкладывали в работу с детьми вожатые, воспитатели, физкультурные, музыкальные, медицинские работ¬ники, весь обслуживающий персо¬нал. Делалось все возможное, чтобы интересно и познавательно отдыхалось нашим мальчишкам и девчонкам, чтобы они укрепляли свое здоровье и с желанием приходили учиться 1 сентября в День знаний.

В летний период, в дни школьных каникул, не всегда удавалось увлечь пионеров старшего возраста организованным отдыхом. Им было не интересно отдыхать с детьми младшего возраста.

И вот в горкоме комсомола возникла идея создать для подростков особые лагеря отдыха. Сразу же предложили их специализацию — военизированные и туристский.

Первым был открыт лагерь «Дзержинец», потом у него появился и конкурент - «Юный авиатор». Еще возник и самый интересный лагерь «Страна лесных братьев». Все здесь было впервые: и штат воспитателей-туристов, работавших на общественных началах, и размещение палаток лагеря на реке Базаиха возле знаменитых «Столбов». И, наконец, большой отряд «трудных» подростков, которые, пожелали отдыхать в таких лагерях. Инструктором-туристом был Владимир Айзенберг.

С годами стало ясно, что «Дзержинец» и «Юный авиатор» дали неповторимый опыт работы.

Поначалу необычное назначение лагерей налагало большую ответственность на воспитателей. Особенно на первом этапе, когда, несмотря на строгий распорядок дня, случались различные происшествия. Было и воровство, и курение, и даже приходилось отбирать у ребят бутылки с вином. Трудности преодолевались, в основном, собственными силами и неприятных инцидентов становилось меньше. В лагере был строгий распорядок: подъем, завтрак, занятия, обед, тренировки, ужин, отбой. Но сколько нового, интересного вмещалось в эту жесткую схему! Ребята сплавлялись на плотах по Мане, отправлялись в многодневные походы, учились азам скалолазания и буквально «облазали» все Столбы. Они учились коллективизму, взаимовыручке, немногословной, но верной и крепкой мужской дружбе.

Польза от лагеря была несомненная. Работали в нем и жили им энтузиасты, бескорыстно увлеченные туризмом, скалолазанием, а самое главное — умеющие находить с мальчишками общий язык.

Первым начальником лагеря «Страна лесных братьев» был Валерий Жуков, секретарь комитета ВЛКСМ монтажников, а затем и инструктор ГК ВЛКСМ.