Пионеры Красноярска-26

Пионерский лагерь «Взлет»

Надо отметить, что лето 1977 года для «Взлета» было последним. На следующий год ребятишки открыли первый сезон нового лагеря «Орбита».

Но мы вернемся в далекий год - 1977. Комсомольское бюро НПО ПМ решило направить меня, как активную комсомолку пионервожатой. Опыт простой вожатой у меня уже был — каждое лето, обучаясь в институте, я работала в пионерском лагере «Дружба».

Что представлял собой лагерь «Взлет»? Прежде всего - это палаточный лагерь. Большие палатки, в которых стояло по 20 кроватей.

Уже не помню, сколько отрядов было в лагере, но на каждый отряд по две палатки - одна для девочек, где вместе с ними жила воспитатель, вторая - для мальчиков вместе с вожатым.

Старшая вожатая, культмассовик и руководитель астрономического кружка жили в отдельном домике в стороне от отрядов. Надо отметить, что самой скучной неделей в лагере была первая. Ни радио, никакой музыки, даже микрофона нет, чтобы вести утренние и вечерние линейки. И приходилось во весь голос общаться с ребятами. Кончилось это печально - я сорвала голос и вместо меня линейки проводили вожатые.

Все вожатые были работниками предприятия, а воспитателями - учителя школ города.

Жизнь в лагере была насыщена разнообразными событиями. Не было ни одного дня, чтобы не проходили общелагерные мероприятия: конкурсы, маскарады, встречи с интересными людьми, в том числе и с ветеранами войны. На каждый вечер - новый праздник. Вожатые за голову хватались: как это все проводить? На что я обычно отвечала: «Идите к детям, у них фантазий много, что-нибудь придумают». И получалось! Да так весело и интересно, что можно только удивляться. Но каждый отряд еще проводил работу и по своим планам. Удивительно, но все успевали. Победителям всегда вручались призы, в основном сладкие: конфеты, яблоки и пр. В лагере работали различные кружки, библиотека, желающие могли посмотреть телевизор.

Каждый сезон (а всего их было три), ездили в цирк, в Красноярск. Любимым занятием ребят было купание в бассейне. А бассейн в лагере был отменный — с сероводородной водой, красивый, чистый. Дно было покрашено в голубой цвет, отчего вода казалась тоже голубой. С восторгом ребята встречали и проводили День Нептуна. Особенно им нравилось купать старшую вожатую и директора лагеря. Но в одну из смен День Нептуна не состоялся, погода нас подвела - было прохладно. И тогда Нептун прислал детям послание, где обещал погоду к следующему сезону исправить и приехать к нам в гости на праздник.

Каждый сезон мы проводили спортивные бои - спартакиаду среди старших и младших отрядов, среди мальчиков и девочек отдельно. В программу входили футбол, ручной мяч, легкоатлетические виды спорта. Были спортивные соревнования и с другими лагерями — «Дружбой» и «Звездочкой».

Но главную гордость нашего лагеря составлял эстрадный ансамбль, в котором играли ребята из 3-го отряда. За это надо сказать спасибо комитету комсомола предприятия, который на мою

просьбу выделить нам в лагерь музыкальные инструменты откликнулся сразу — приезжайте и выбирайте сами, что вам нужно. И уже через два дня на вечерней массовке заиграли наши музыканты. Весть о том, что в лагере есть свой ансамбль, быстро дошла до двух спортивных лагерей, которые располагались неподалеку, и на каждую массовку к нам обязательно приходили гости.

За хорошую работу отряды премировали походами с ночевкой у костра. Так что мне приходилось после отбоя садиться на велосипед и ехать с проверкой к походникам. А там вовсю шло веселье: свобода, спать никто не укладывался, играй, сиди у костра, пой песни хоть до утра.

Вообще, с отбоем поначалу были проблемы. Так как лагерь находился в лесу и вечерами свет был только на главной аллее, то вожатые ходили с фонариками. Был такой фонарик и у меня. Но, подходя к палаткам, я его выключала и слушала, где больше всего разговоров. Тогда, я заходила в такую «говорливую» палатку, ноне через «главный вход», а сзади: поднимала полог палатки и появлялась в брезентовой спальне внезапно. Все разговоры сразу прекращались. А я ходила между кроватями, пока дети не засыпали. Сложнее было со старшими отрядами — не угомонишь. Тогда я придумала следующий «воспитательный» метод. Кто не хочет спать и не устал за день, то пожалуйте поработать. Одеваться не надо. У входа в палатку стоят метлы: убирайте территорию. Несколько трудовых занятий под жужжание и укусы комаров, и все. Желающих шуметь после отбоя больше не было.

А у вожатых начиналась своя, ночная жизнь. После напряженного трудового дня хотелось просто отдохнуть. На берегу Енисея горел костер, мы устраивались вокруг него, и, что удивительно, продолжали обсуждать прожитый день - что прошло хорошо, где допущены промахи? Одним словом, вечерняя планерка у костра. И так каждый вечер, до первой кукушки, которая нам сообщала, что новый день вот-вот наступит, надо немного поспать, ведь завтра - все по расписанию. До общей побудки надо провести утреннюю планерку, потом - подъем, выгнать на зарядку всех ленивых, и дальше - все по плану. Вот бы только знать, что там старшая выдумала на сей раз?

Апофеозом лагерной жизни было закрытие последнего за лето третьего сезона. Предполагалось провести все стандартно. Но сама необычная жизнь в лагере настроила отряды на особый лад. Творчеству не было предела! Столько сюрпризов от каждого отряда не предполагал никто. В театрализованном представлении была показана наша повседневность в миниатюре. Чего здесь только не было: маскарадные костюмы, пляшущие негры, гимнасты с лентами и обручами. А в финале — наш знаменитый ансамбль с исполнением бравурного марша «Прощание славянки». То, что гости были поражены таким закрытием, это, как говорится, без комментариев. Не понятно было мне: когда успели договориться и все отрепетировать участники такого искрометного шоу? Желание преподнести сюрприз - вот что было главным во всей затее. И никто не проболтался! Какие молодцы! Вечером прощальный традиционный костер, а утром - домой. Прощай, «Взлет»! Веселое было лето!