Дневники диверсантов

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

30 августа 1942 г.

Ночью в 23:30 старт. Была прекрасная осенняя светлая ночь. Пару минут прошли на разбег, и вот мы уже подымаемся с мощным рёвом к звёздному небу. Всё меньше и меньше становятся окружающие, и наконец, всё делается однообразным ковром, пересекаемым одиночными лентами-путями, реками, темнеющими озёрами... Здесь начинаются вражьи укрепительные зоны. Прячемся в облака. Ни одного выстрела из зенитки, ни одного ночного истребителя... Приготовляем свои парашюты и ждём у открытого люка. Вскоре предстоит прыжок...

К 4 часам вся наша компания была в сборе. Потом собрались на круговое совещание. Начали заваривать чай. Па рассердился на поднявшийся столб дыма, но первый чай был замечательным, и связь с Таллином получили легко. Потом немножко поспали и пошли в разведку, каждая часть в своём направлении.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

5 сентября 1942 г.

Ура! Железная дорога найдена, и наше местонахождение установлено. Уже ночью начали продвигаться в восточном направлении с мешками по 25-30 кг каждый. Двигались вперёд через болота и леса, пока случайно не вышли на большую поляну, которую просекала железная дорога. Стали шагать по этой дороге... Остаёмся на ночлег, ложимся спать и спим до 10 утра без всякой охраны. После перекуса установили следующее: едва километр от нас была железная дорога и по обеим сторонам железная дорога. Людей повсюду полно. Слышим повсюду голоса женщин и детей, одна старуха была столь наглая, что собралась за хворостом и находилась от нас на расстоянии в 10 метров. К счастью она нас не заметила. Ночью снова продолжаем свой поход мимо деревень и через поля.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

12 сентября 1942 г.

Тринадцатый день в лесу. Но были и жаркие дни. Идём спокойно вдоль просеки, пока неожиданно к вечеру находим перед собой железную дорогу. Тогда прошли в заросли, чтобы переждать до темноты. И потом подошла облава - 40 человек. Быстрое отступление. Опять три дня пути, пока не дошли до речки Коноши. Оттуда ещё один день находимся на берегу реки. Всё время слышны голоса и ружейные выстрелы...

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

25 сентября 1942 г.


Уже утром с половины пятого начался дождь, продолжаясь до следующего утра. Промокли насквозь, голодные и усталые. Да, вот ещё ищи озеро без карты, но всё же мы нашли его. Это маленькое богатое рыбой лесное озеро. Маленькая хатка у озера и пара домиков. Двинулись оттуда дальше по направлению к другому озеру, но в пути передумали и повернули обратно. Железную дорогу обошли на 0,75 км. Там находилась маленькая станция с высокой вышкой, оттуда, вероятно, нас приметили, потому что на обратном пути уже шла облава. Насквозь мокрые, поспешно начали отходить в глубь леса... Мокрые, дрожали в палатках и рано утром опять в путь.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

2 октября 1942 г.

И опять идём вперёд. Едва прошли пару десятков метров, как приметили огонь на берегу реки. Это была охрана моста. Решили их атаковать и даже применить силу, если бы они нас приметили. Но счастье было с нами, шум в кустах списали на лошадей. Тихонько двинулись дальше вдоль реки. Прошли за ночь около 20 километров мимо огней пастухов и патрулей. Дорога была ужасная, скользкая и холодная, через болото и воду. Усталые, голодные, промёрзлые мы шли, как русские военнопленные. В это утро мы сварили свой последний суп...

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

7 октября 1942 г.

Все наши расчёты пошли впустую... Где находится река - неизвестно. Её то мы сейчас и ищем, не зная, где она - на востоке или на западе, но на всякий случай двигаемся на восток, это всё же ближе к нашему конечному квадрату. Хорошо было бы выйти на железную дорогу, думаю, что вторая группа уже находится там.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

9 октября 1942 г.

Вчерашний день под вечер стал самым печальным в нашей жизни. Встретились мы со второй группой, но они были с поникшими головами: Роотса и Вебеля не было с ними, они уже покоятся где-то в России. Кроме того у нас уже двое раненых.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

15 октября 1942 г.

Сегодняшнюю ночь проводим мы здесь в последний раз, так как находимся здесь уже целую неделю. Сейчас самое последнее время покинуть эти места. Сегодня нам из Таллина сообщили, что нас будет ждать самолёт, начиная со среды, но возможно, что прибудет и раньше. Это торопит ребят. На дорогу уже необходимо 4 - 5 дней времени. Переправа через реку не должна быть трудной, нам удалось раздобыть лодку, это помогает нам много. Осталось одно - путь прямо на запад.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

20 октября 1942 г.

Вчера перешли речку Кизема. Местность оказалась невыносимой, мокрой, местами находились по колено в воде. Под вечер добрались до одного болотного островка, где расположились на ночь. Движемся в западном направлении и так продолжается наш путь. Непроходимые болота с островками и больше ничего мы не видим. Опять идёт дождь, снег и холодный ветер. Находимся в лесу и не знаем где находится озеро.

Из дневника германского разведчика Вольдемара Рандмяе

22 октября 1942 г.

Утром ожидаем самолёт, но он не появляется. Вторая группа отделилась от нас ещё ночью, связи с собой мы не имеем. Находимся без связи из-за плохой слышимости. В 1:49 услышали шум и выбежали к озеру, будучи уверенные, что другие уже улетели и теперь очередь за нами. Увидели самолёт, подали сигнал. Он спустился. Когда мы были на понтонах самолёт, с берега по нам открыли огонь. Только успели сесть и поднялись, увидели сразу, что Старик ранен и немножко позднее умер. Также пал радист самолёта, пилота ранили. Пролетев 20 минут, испортился второй мотор, должны были сделать вынужденную посадку. Направились к западу. Здесь мы находимся, 6 человек с небольшим запасом продовольствия.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

1 сентября 1942 г.

Вчера ночью в половине 12-го вылетели, фронт перелетели на высоте 3500 метров, где было 10 градусов по С. После двухчасового полёта над облаками водитель дал сигнал быть готовыми для прыжка... Начинается большое приключение на жизнь и на смерть, как окончится - не знаю. Самолёт сделал 7 кругов над нами и сбросил продукты и оружие. Откуда-то слышались сильные русские восклицания и шум, должно быть, приземлились где-то около русских посёлков. Это было для нас очень странно и интересно, сбросил ли нас пилот в нужное место? Если заметили наше приземление, тогда дело плохо. При помощи огней и условных звуков собрались в середине болота и обсудили, что нам делать... О первой группе не было и запаху, а должны были принять нас в низу. Очевидно, что пилот сбросил нас в неправильное место и принял русские лагерные огни за сигналы... Прямо перед нами с высокой горы время от времени слышны восклицания и разговоры русских. Да, 400 км в тылу врага ещё никто не бывал, думаю, что всё кончится хорошо. Местонахождение не знаю, где-то поблизости, где нас хотели сбросить.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

2 сентября 1942 г.

Сегодня был довольно неприятный день. Началось с того, что рано утром я ушёл от ребят, немного подальше. Я пошёл по дорожке, которая проходила с северной стороны болота, и увидел, как группа людей (мужчины) двигались в мою сторону. Быстро отошёл с дороги, лёг за кочки и стал следить за ними. Скоро они прошли мимо меня, вооружённые. Двигались спокойно дальше, винтовки за плечами. За ними кучка штатских людей, очевидно местные жители. Выждав, когда голоса были уже далеко, я начал осторожно пробираться между деревьев в сторону от дороги к ребятам, которые ничего не знали. Спрятали все свои пакеты и замели следы... Идя по дороге с болота, продолжительное время слышали русскую речь. Наверное, нашли наше старое место и справляют теперь праздник.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

4 сентября 1942 г.

В 21:00 были на берегу реки Коноша. Здесь увидели сенокосов, были около получаса в убежище от них и подсматривали за ними. Приблизительно 20 мужчин и женщин, все русские, в тёмных ватниках. В половине десятого вечера перешли речку. В 300 метрах от неё укладываемся спать.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

7 сентября 1942 г.

Прошла уже неделя здесь в русских лесах, но время быстро пролетело, так что и не заметили. Двигаемся вперёд. Ребят из второй группы так скоро и не увидим, они в Коноше и на железной дороге. Ежедневно меняют своё местонахождение, так как ГПУ напало на их след. Бедным ребятам теперь забота.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

14 - 17 сентября 1942 г.

Ура! Наконец соединились с ребятами. Скромное совещание. До темноты сидели у костров, вели захватывающие беседы, обменивались информацией. Будет работа на железной дороге.

В разведке на железной дороге насчитали 29 поездов в течение суток, все паровозы новейших образцов, некоторые выпуска 42- го года. Поезда с военными грузами и живой силой, с хорошим вооружением. По железной дороге двигаются патрули.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

22 сентября 1942 г.

Ночью мороз. Миновали заросшую реку. Чертовски тяжело ребятам, ноги мокрые, мокрая земля. Уже три дня только болота. Местность для военных операций непригодная. Сейчас сидим в непроходимом болоте и отдыхаем.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

23 сентября 1942 г.

Утро, 5 часов, продвигаемся по краю большого болота в направлении, откуда слышен шум поездов, отсюда примерно 6-7 км. Ясно слышно, как проходят поезда. Находимся почти у цели своего задания. Холодно, ноги мокрые, а также и сверху подливает, но это хорошо, потому что смоет наши следы... Сидим уже на железной дороге, которая следует с юга на север. Слушаем шум мимо несущихся поездов.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

24 сентября 1942 г.

Утром, в 6 часов, я с Ионом встали, чтобы сварить чай и идти на смену к железной дороге. Пробирались через мокрый лес к железной дороге. Время от времени шум поезда и шум дорожных рабочих указывали нам направление. Приблизительно 10 метров от дороги шум и стук работающих женщин на дороге. Остановились около маленького кустарника, откуда была возможность между деревьев вести наблюдение за ними. Вижу время от времени движущихся женщин, у которых большие мешки на плечах, обыкновенность русских. Одежда плохая и рваная. Здесь на железной дороге главным образом работают только женщины и с ними дети, изредка некоторые мужчины - руководители работ. Выбрали себе безопасное место, где нет боязни, что нас здесь увидят. Сегодня опять начнётся поход. Осс и П. ходили в разведку и выяснили, что находимся в опасном и неправильном месте. Думали, что это уже миновало, но нет. Ночью переходили опять одну реку и опять дальше.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

1 октября 1942 г.

Далеко от реки Волошки в лесу варили последние остатки. Хлеба и мяса 4 - 5 дней уже не получаем. Теперь прошли ночь и день по берегу реки. В 7 часов прошли мимо сплавщиков, минуя деревню. Теперь нас подгоняет голод на первое место, где можно будет опять спрятать груз. Днём, подходим к месту падения продуктов, заметили беспрерывно кружившийся русский самолёт, слышны были голоса русских и ружейные выстрелы. Очевидно, что нашли наше место лагеря и наши пакеты, и теперь происходит облава.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

7 октября 1942 г.

Продвигаемся пару километров в день. Приказ соединиться с группой Рягастика, вот и постарайся найти теперь друг друга в этих лесах. Палло поддерживает связь 3 раза в день и подаёт свистки, так что жутко, но безрезультатно. Скоро шесть недель, как шатаемся, а убраться всё невозможно. Хватило бы только терпения и найти ребят, тогда совместный путь - к финишу.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

9 октября 1942 г.

Вчера в 17:00 соединились с группой Рягастика, но печальные известия: вместо шести человек увидели только четырёх, спускавшихся с горы, и с серьёзными лицами. Вебель и Роотс пали при утренней облаве. 27 сентября в 8:00 на них неожиданно напали и открыли огонь из автоматов по спящим ребятам, убили двоих, а также и ранили Кривайна и Роберга. Ребята сильно изменились и похудели. Теперь совместно с ними ожидаем распоряжения и отзыва из Таллина.

Из дневника германского разведчика Хуго Тарту

22 октября 1942 г.

На озеро прибыл самолёт, по которому русские открыли огонь. Поднялись, через 35 минут вынужденная посадка. Рягастика и двух немцев оставили в разбитом самолёте тяжело ранеными, которых сами пристрелили. Теперь как бедные черти, воруем и грабим по деревням продукты и двигаемся по направлению к фронту. Ещё идти 250 км, неизвестно, выдержим ли мы.

Архив РУ ФСБ АО.

Материал из книги "Война. Запечатленные дни 1941-1942 гг. Дневники и документы".

Предыдущая страница Следующая страница