Великоустюгское пехотное училище

Великоустюгское пехотное военное училище приняло первых курсантов 25 февраля 1942 года.

Для курсантов училища война началась осенью 1942 года в глухих лесах Коношского и Каргопольского районов Архангельской области у озера Лача близ границы с Вологодской областью.

В середине октября 1942 года жители Великого Устюга с удивлением обнаружили, что казармы пехотного училища пусты. Будущие командиры взводов плыли в это время на баржах и пароходах в Котлас, а затем пересели в железнодорожные теплушки. В числе курсантов училища были коношане – Евгений Денисов, Николай Дулушков, Мурзин.

На станции Коноша Денисов и Дулушков смогли увидеть родных. Из Коноши эшелон отбыл в Няндому, оттуда курсанты пешим ходом двинулись на Каргополь (к озеру Лача). Путь оказался нелегким… Спортивный Денисов и крепыш Дулушков переносили поход легко, а физически слабого Мурзина пришлось поочередно нести на руках.

Не дав отдохнуть после тяжёлого пути курсантов рассредоточили по берегам озера Лача, снабдив боеприпасами и сухим пайком на несколько суток. Спички ребятам запретили брать, чтобы дымом костров они не выдали своего присутствия. Мокрые и голодные они прочёсывали болота и урочища вокруг озера.

Когда контрразведке из перехваченных телеграмм и пеленгации точек выхода радиостанций агентов стало известно о предполагаемом месте эвакуации диверсионной группы на гидросамолётах, трём ротам курсантов приказали выйти в район их посадки для захвата и уничтожения. После тяжёлого перехода курсанты, ещё не веря, что это настоящая война, а не прогулки по глубокому тылу, разместились в бараке на берегу озера, забыв про все уставы, требующие боевого охранения и караулов. А буквально рядом в нескольких десятках метров из сарая с сеном немецкие парашютисты внимательно наблюдали за курсантами.

Двухмоторный "Хейнкель-115" для эвакуации одной из групп диверсантов появился над озером на рассвете. Услышав рёв его моторов, курсанты выскочили из барака, а из сарая на берегу, к спасательному самолёту, выскочили бородатые и оборванные иностранные агенты. С самолёта сбросили надувную лодку с верёвками, и немецкие разведчики на ней добрались до поплавков. Началась беспорядочная стрельба. Не растерялся пулемётчик Егор Попов: он дал прицельную очередь и пули попали в моторы. Но самолёт, натужно ревя, взлетел... Подбитый самолёт «Хейнкель-115» совершил вынужденную посадку на Юнг-озере. Прибывшие сюда чекисты вместе с авиаспециалистами осмотрели гидросамолёт. Маслобаки левого мотора имели пулевые пробоины. На борту самолёта находились три трупа. Ими оказались: командир корабля, стрелок-радист и руководитель разведывательной группы. Четыре агента во главе с радистом и третий член экипажа самолёта, вооруженные автоматами, скрылись.

Прошло около часа. Не успели курсанты, разгорячённые первым в жизни боем, прийти в себя, как над озером появился второй "Хейнкель", направленный для эвакуации второй группы диверсантов. Но, не обнаружив сигналов, гидросамолёт улетел. А за ним из облаков два истребителя прикрытия пролетели над головами курсантов, стреляя из пулемёта. Появились первые убитые и раненые. Тогда ребята поняли, что и для них началась война...

На поиски немецких агентов, за которой прилетел второй самолёт, направился взвод курсантов и бойцы истребительного батальона. Двигались хоть и осторожно, но боевого опыта не было. Поэтому, когда подошли к большой поляне, после короткого наблюдения решили пересечь её напрямую. Автоматная очередь, выпущенная агентами, оборвала жизни нескольких курсантов. Диверсанты снова ушли.

Путь следования вражеских агентов бойцы поисковой группы определили не сразу. Но вскоре с помощью местных жителей вышли на их след. Колхозники из деревни Семеново, расположенной на левом берегу реки Водлы, сообщили, что на днях не оказалось лодки на переправе, а в лесу видели каких-то вооруженных людей. В другой деревне неизвестные забрали у колхозников хлеб и картофель. Следы шпионов вели к пустующим баракам, находившимся примерно в десяти километрах от деревни Семеново.

К баракам подходили ночью, без шума. Заняв огневые позиции и окружив строение, бойцы распахнули входную дверь в барак. Там они обнаружили четверых неизвестных в гражданской одежде, сидевших за столом. Пятый лежал на скамейке справа от двери. От неожиданности неизвестные оцепенели и, повинуясь приказу, быстро встали с поднятыми руками. Один из задержанных, нагибаясь, выхватил из-за пазухи пистолет, поднёс к виску и выстрелил. Это был бортмеханик самолета «Хейнкель-115».

В это же время вторая группа диверсантов продолжала продвигаться в западном направлении к линии фронта, уже не надеясь на помощь своего разведцентра. Радист Керри отправлял в «Бюро Целлариуса» полные отчаяния радиограммы: «Четыре дня голодаем, мы ослабели. Сбросьте хотя бы немного продуктов. На самолёт потеряли надежду. Будем возвращаться пешком между озёрами. Холодно, шлите снаряжение. Существуем за счёт грабежей. Нет продуктов. Русские преследуют. Четыре раза вступали в перестрелку».

Диверсантов по пятам преследовали поисковые группы курсантов военного училища, воинов-пограничников и бойцы истребительного отряда из местного населения. В лесном массиве, в районе деревни Дальняя Зелёная, иностранных шпионов задержали.


Ценой больших усилий и жизни курсантов немецкую разведывательную группу удалось ликвидировать.

Первыми были задержаны диверсанты, сумевшие к 1 ноября добраться до Пудожского района Карелии.

Точка в операции по поимке немецких разведчиков была поставлена 8 ноября, когда были задержаны последние диверсанты.

После ликвидации диверсионного десанта новоиспечённые лейтенанты расстались. Дулушкова оставили в тылу, а Денисов и Мурзин взводными командирами отбыли на фронт.

КОНОШАНЕ-КУРСАНТЫ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО ПЕХОТНОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА:

Евгений Денисов


Николай Дулушков


______ Мурзин


Евгений Александрович Денисов родился в 1923 году в Чёбсарском районе Вологодской области, а коношанином стал с детства. Семья Денисовых переехала в Коношу перед войной, жили на улице Советской.

На Великую Отечественную войну Евгений Александрович призвался Коношским РВК, был курсантом Великоустюгского пехотного училища. В числе курсантов участвовал в поимке диверсионной группы.

После ускоренного курса обучения, в конце 1942 года, лейтенанта Денисова направили на фронт. Евгений Денисов погиб 20 января 1943 года, во время прорыва блокады Ленинграда. Его группа войск наносила отвлекающий удар, оттягивая на себя силы противника. У Евгения Денисова и его товарища была договорённость, что, если один погибнет, другой напишет его семье письмо о том, как это случилось. Денисовым пришло такое письмо. Сослуживец в нём рассказывал, что Евгений был ранен, лежал у разбитого танка, санитаров поблизости не было, он истекал кровью, и его оттащили в ближайшую воронку...

4 мая 2017 года поисковым отрядом «Доброволец-Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (vk.com/dobrovoletzpolytech) был найден лейтенант Евгений Денисов. Евгений лежал в воронке в Гайтолово почти рядом с лагерем отряда. Болото взяло свое: ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина) при нём едва угадывался по очертаниям, а от человека осталось не так уж и много. Но сохранилось главное - медальон. Заполненный карандашом бланк, читался так, будто его вчера написали.

27 июня 2017 года на Воинском захоронении Коноша-2 прошёл торжественный митинг, посвященный захоронению останков бойца Денисова Евгения Александровича.

Предыдущая страница Следующая страница