Жак-Жозеф (Джеймс) Тиссо
1836–1902
«Люди плакали и молились...»
Цикл акварелей Жака-Жозефа Тиссо
«Жизнь Господа нашего Иисуса Христа»
Иосиф-плотник
Крещение Господне
Исцеление сына капернаумского царедворца
По дороге в Эммаус
Нагорная проповедь
Гефсиманский сад
Молитва в Гефсиманском саду
Молитва в Гефсиманском саду
Молитва в Гефсиманском саду
Крестный путь
Крестный путь
Крестный путь
Крестный путь
Распятие
Что видел наш Господь с креста
Смерть Иисуса Христа
Чтобы посмотреть изображение, откройте картинку в новой вкладке
Жак-Жозеф (Джеймс) Тиссо, французский и английский художник – человек удивительной судьбы. Он родился в Нанте в 1836 году, получил образование во Франции, стал успешным живописцем. Часть жизни провел в Англии, где также добился признания и материального благополучия. Дружил с импрессионистами Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега. Казалось бы – все сложилось замечательно, он нашел свое место в новом художественном потоке, не потерялся, стал узнаваемым и признанным. А художественные салоны действительно переживали пору расцвета и спрос на картины был большим. Тем более что Тиссо зарекомендовал себя прекрасным портретистом, и был весьма востребован.
Но в 1882 году его размеренная и счастливая жизнь остановилась вместе со смертью Кэтлин Ньютон, его Музы и горячо любимой женщины. Мастер остро переживал эту потерю, искал утешения в мистике, но обрел его в религии. Он переехал в Париж, стал активно участвовать в церковной жизни, его вера укреплялась и помогла справиться с горем. И однажды, во время службы к нему пришло откровение: он должен посвятить свое творчество религиозной теме.
Тиссо несколько раз уезжал в Палестину, подолгу жил там, пытаясь понять, почувствовать, какой была эта земля во времена земной жизни Иисуса Христа. Он много фотографировал, делал зарисовки, этюды. Это не было бегством от жизни. Это была новая жизнь, дарованная верой, и позволившая художнику в полной мере раскрыть дар, полученный некогда от Бога.
В период 1886-1894 гг. он создал огромный цикл акварелей «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», состоящий из нескольких серий. Это 365 иллюстраций к евангельским текстам. Многие исследователи справедливо отмечают, что творческие стили Жака-Жозефа Тиссо в первый и во второй период абсолютно различны, создается впечатление, что работали два разных человека. Тем не менее даже в ранних портретах и жанровых композициях можно отметить стремление художника раскрыть в первую очередь духовный мир героев картины. Не движение, не действие и событие привлекало его внимание, но состояние души того, чей портрет он писал в тот момент. Отказавшись от былых выразительных четких линий и ярких красок, в работе над евангельским циклом мастер сделал основой своего стиля передачу душевного состояния героя, причем в динамике, показав его развитие, изменение в сюжете, описанном в той или иной главе Нового Завета.
Работы Ж.-Ж. Тиссо абсолютно не каноничны, они проникнуты глубоким личным религиозным чувством и индивидуальным восприятием Евангелия. В серии, посвященной Страстям Господним, художник создает несколько иллюстраций на одну тему, проникая вглубь события, переживая его, словно переносясь в ту эпоху. Таковы его «Гефсиманский сад», «Несение креста» и другие композиции. Он с максимальной достоверностью старается воссоздать все евангельские сцены, уделяя внимание и одежде, и архитектуре. Определенная монохромность, присущая некоторым иллюстрациям, лишь помогает зрителю сосредоточиться на важности передаваемого момента. Расплывчатые контуры – словно пелена времени или граница двух миров.
В листах серии «Иисус и фарисеи» можно проследить как конфликт между двумя сторонами проходит разные степени своего развития: от несогласия до жесткого противостояния мировоззрений. Часто эта напряженность передается через сопоставление взглядов, поз фарисеев, которые выражают непримиримость и осуждение, и открытых, приглашающих к диалогу жестов, мягких очертаний фигур Христа и его учеников, исповедовавших милосердие и прощение.
Все произведения Тиссо евангельского цикла наполнены глубоким личным переживанием изображаемого момента, поэтому часто воспринимаются как возможность или предлог для молитвенной медитации. Посмотрите на его Иосифа-плотника: мы его видим так, словно находимся в непосредственной близости от него, здесь же, в мастерской. А вокруг кипит жизнь с ее будничными заботами, по узкой улочке мимо вереницей проходят женщины с тяжелыми кувшинами на головах. Еще полдень, а Иосиф уже успел переделать много работы: весь пол в стружке. Остановился на минуту передохнуть, а нам остается только гадать: о чем он так задумался? Улыбка его светла, но отмечена легкой грустью праведника, принимающего все, что грядет, со смирением и благодарностью…
Добро, любовь, умиротворение, примирение стали для Тиссо определяющими признаками Христа и его учеников, а также главным ориентиром в собственной жизни. На картинах художника мы видим не столько противоборство конкретных лиц, сколько конфликт мировоззрений, образов мышления и принципов существования. Творчество мастера во втором периоде обретает характер осмысления реальности в гораздо более серьезном масштабе, через противостояние сил созидания и разрушения. Проявление такой борьбы в конкретных, близких и понятных любому человеку сюжетах, представленных при этом максимально буднично, без всякого налета пафоса, производит на зрителя (который приготовился «прочитать» картинку только как иллюстрацию к тексту) более сильный эффект своей неожиданностью для восприятия, чем иное огромное и красочное полотно или фреска, просто потому, что во втором случае зрительский глаз уже был бы настроен на сюжет вселенского масштаба.
В 1895 году цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» был представлена публике в Париже, в 1896-м – в Лондоне, а в 1898-м – в Нью-Йорке. Современники писали о необычайно сильном воздействии этих работ на зрителей: люди становились перед картинами на колени, молились: он был единственным художником, который показал «Что видел наш Господь с креста»… Это было искусство, на которое откликались сердца, и которое совершенно не соответствовало устаревшим, хотя и узаконенным канонам религиозного искусства, которое сохраняло лишь функцию необходимой декорации молитвенного пространства. Это было то христианское искусство, идеи которого вскоре прозвучат в трудах Ж. Маритена, в воззваниях группы художников «Groupe St. Luc», в публикациях журнала «L’Art Sacte» и др.
Впоследствии этот цикл акварелей был опубликован в Париже и Лондоне французской фирмой «Лемерсье», которая выкупила его у автора. С 1900 года все живописные и графические работы Тиссо на тему Нового завета находятся в собрании Бруклинского музея.
Мастер скончался в 1902 году в своем замке Шато-де-Буйон.
Больше о судьбе и творчестве Жака-Жозефа Тиссо можно прочитать здесь:
Долгое путешествие в Палестину и обратно
Почему люди плакали и молились у картин Джеймса Тиссо
Агнес Хаггинс
искусствовед