Российское общество XVI веке: «служилые» и «тяглые»

В народе встречается поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Существует версия, что её корни уходят во времена правления Ивана Грозного, когда существовало право перехода крестьян от одного хозяина к другому. Сделать это можно было за неделю до Юрьева дня, который праздновался 26 ноября, и неделю после него. Юрьев день ассоциировался у многих крестьян с надеждой на светлое будущее. В конце XVI века право перехода отменили. Разочарование крестьян нашло своё отражение в поговорке.

В ходе урока вы узнаете о «служилых чинах» Российского государства, крестьянском мире, жизни посадских людей.

В XVI веке общество Российского государства делилось на знатные и незнатные сословия.

К верхушке знати в начале XVI века относились удельные и «служилые» князья. «Служилыми» называли тех, кто перешёл к русскому царю на службу.

Удельные князья были родственниками государя и владели собственными княжествами. У их были свои бояре, слуги, войско, казна и администрация. Удельные князья могли выдавать жалованные грамоты, которые предоставляли права и льготы монастырям и частным лицам.

По договору с государем удельные князья были лишены права вести самостоятельную внешнюю политику и чеканить монету. В то же время они были представителями московского княжеского дома и могли претендовать на престол. Московские правители прикладывали все усилия, чтобы не допустить удельных князей к власти.



На нижней ступени лестницы «служилых чинов» стояли «дети боярские» или «дворяне городовые». Они создавали свои объединения – служилые «города». Например, «тверичи» или «смоляне». Всем «городом» дворяне отправлялись в военные походы, получив перед этим жалованье. Численность городовых дворян в Российском государстве составляла около двадцати пяти – тридцати тысяч человек.


В случае если дворянин не являлся на смотр войск, у него могли забрать поместье и подвергнуть телесному наказанию. За полученные во время сражения раны или попадание в плен дворянину повышали жалованье, а иногда и увеличивали размер поместья.

Случалось, что дворяне из провинции оказывались на службе в Москве. Однако чины окольничьих и бояр оставались для них недоступными.

Отношения между представителями «государева двора» регулировались местничеством. Например, если боярин Иванов подчинялся боярину Петрову, то дети и внуки Иванова будут находится в подчинении потомков Петрова.

Своё положение постоянно нужно было поддерживать. Если дворянин бежал с поля боя или переходил на службу к правителю другого государства, то этим поступком он ухудшал положение всего своего рода.

В местнических спорах главным судьёй выступал лично государь.