А.М. Горчаков - дипломат

В 1867 году отмечалось 50-летие политической деятельности князя Александра Михайловича Горчакова на дипломатической службе. 13 июня 1867 года ему было даровано высшее звание государственного канцлера. Ф.И. Тютчев по этому поводу написал стихотворение «К портрету А.М. Горчакова». Портрет был написан в 1867 году Иваном Петровичем Келером-Вилианди.

И.П. Келер-Вилианди. Портрет князя А.М. Горчакова. 1867

Ф.И. Тютчев

К портрету князя А.М. Горчакова


В те дни кроваво-роковые,

Когда, прервав борьбу свою,

В ножны вложила меч Россия —

Свой меч, иззубренный в бою, —


Он Волей призван был верховной

Стоять на страже, — и он стал —

И бой упорный, бой неровный —

Один — с Европой продолжал.


И вот двенадцать лет уж длится

Упорный поединок тот —

Иноплеменный мир дивится,

Но Русь легко его поймет.


Он, первый, угадал в чем дело, —

И им, впервые, Русский Дух

Союзной силой признан смело —

И вот венец его заслуг.

1867


Ф.И. Тютчев. 1856

Поэт начинает свое стихотворение горестным воспоминанием о Крымской войне, ставшей для России тяжелым испытанием. Недаром это время называется «кроваво-роковыми днями».

В апреле 1856 года князь А.М. Горчаков был назначен министром иностранных дел. Именно о предназначении Горчакова на новом поприще идет речь во второй строфе стихотворения. Он сильнее кого бы то ни было чувствовал всю горечь поражения и потому поставил себе две практические цели — во-первых, отплатить Австрии за её неблагодарность, когда та присоединилась к войскам Франции и Англии в 1854—1855 годах, и, во-вторых, добиться постепенной отмены Парижского трактата.

А.М. Горчаков понимал, что в сложившейся внешнеполитической ситуации необходимо было соблюдать большую сдержанность, поэтому терпеливо, не форсируя события, шел к своей цели:

И вот двенадцать лет уж длится

Упорный поединок тот —

Иноплеменный мир дивится,

Но Русь легко его поймет.

Тютчев очень точно понял национальные побуждения в политике Горчакова, направленные на защиту интересов Отечества, о чем и написал в последней строфе:

Он, первый, угадал в чем дело, —

И им, впервые, Русский Дух

Союзной силой признан смело —

И вот венец его заслуг.

15 октября 1870 года Император созвал в Царском Селе совещание министров, на котором было принято решение об одностороннем отказе от выполнения пункта Парижского трактата, согласно которому Россия не могла иметь флот на Черном море. По результатам этого совещания 19 октября А.М. Горчаков рассылает в российские посольства в европейских державах циркулярную депешу, в которой велел сообщить европейским правительствам решение Александра II об отказе России далее выполнять положение Парижского трактата о нейтрализации Чёрного моря.

Время для такого дипломатического хода было выбрано как нельзя лучше. Франция проигрывала войну с Пруссией, Австрия уже была повержена канцлером Отто фон Бисмарком, и Англия осталась в одиночестве. При нейтралите России во франко-прусской войне Пруссия так же сохраняла нейтралитет по черноморскому вопросу.

Известие о решении руководства Российской империи отказаться от соблюдения положения «о Нейтрализации Чёрного моря» вызвало возмущение британских политиков. Но, в условиях поражения Франции, Великобритания не могла ничего поделать и, чтобы не оказаться в изоляции, пригласила заинтересованные державы на конференцию в Лондон.

1 Марта 1871 г. конференция приняла Лондонскую конвенцию, которая отменяла статьи XI, XIII, XIV Парижского трактата 30 марта 1856 г. и специальную конвенцию «о Нейтрализации Чёрного моря». Для российского военного флота проливы оставались закрытыми, однако это не могло отменить факт внешнеполитической победы России.

Фёдор Иванович Тютчев так отметил дипломатическую победу А.М. Горчакова в стихах:

Да, вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля —


И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.


Счастлив в наш век, кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто точку Архимеда

Умел сыскать в себе самом, —


Кто, полный бодрого терпенья,

Расчет с отвагой совмещал —

То сдерживал свои стремленья,

То своевременно дерзал.


Но кончено ль противоборство?

И как могучий ваш рычаг

Осилит в умниках упорство

И бессознательность в глупцах?

1871

Именным Высочайшим указом, от 17 (29) марта 1871 года, министру иностранных дел, государственному канцлеру князю А.М. Горчакову пожалован титул светлости.

В своем стихотворении Ф.И. Тютчев создал точный портрет А.М. Горчакова. Поэт отмечает глубочайший ум А.М. Горчакова, его способность отыскать в себе душевные силы противостоять невзгодам и препятствиям, его терпение – главная черта дипломата, расчетливость и смелость, рассудительность и самоконтроль.

Таким опытным профессиональным дипломатом, исполненным чувства собственного достоинства и стремлением действовать на благо России предстает А.М. Горчаков на портрете 1874 года, написанном Егором Ивановичем Ботманом.

Е.И. Ботман. Портрет князя А.М. Горчакова. 1874

Существенной деталью портрета является карта с изображением Черного моря, которая символизирует цели дипломатической службы А.М. Горчакова по возвращению России права иметь флот на Черном море и защищать свои южные рубежи.