Битва при Каннах

"Кто удивил, тот победил"

А.В. Суворов

Главным событием этого периода стал: переход огромной армии Ганнибала через Альпы.

Немного истории...

Вскоре после начала второй пунической войны, карфагенский полководец Ганнибал вторгся в Италию благодаря переходу через Альпы в течение лета и ранней осени. Он одержал победы над римлянами в сражениях у Требии и Тразименском озере. После этих поражений Фабий Максим был назначен диктатором центуриатными комициями, а не консулами (один из которых был убит в Тразименской битве, а второй — отрезан от города. Он начал войну на истощение, уничтожая снабжение и избегая генеральных сражений. Эти военные действия были непопулярны среди римлян, отошедших от шока из-за побед Ганнибала и недоумевавших, почему Фабиева тактика дала Карфагену шанс на перегруппировку войск.

Ганнибал был намерен лишить Римскую республику имевшихся союзников в Италии среди местных племён, общин и городов под лозунгами освобождения от римского господства, а также возвратить землю. После победы при Требии, иноземному полководцу удалось заручиться поддержкой племён Цизальпийской Галлии.

Весной 216 г. до н. э. Ганнибал выдвинулся из северной Апулии и захватил город Канны на реке Ауфид, являвшийся крупным продовольственным складом. Оба консула по инструкциям Сената выдвинулись к находившимся в Апулии четырём легионам, после двухдневного марша войско противника было найдено на берегу Ауфида. Римляне разместили лагерь в 10 км от его местоположения.

Взгляды консулов на дальнейшие действия расходились: Эмилий Павел предлагал передвинуться на юг к холмам (что лишало Ганнибала преимущества в коннице), а Варрон не желал действовать методами Фабия, намереваясь начать сражение. При приближении к городу римские войска попали в засаду небольшого отряда карфагенян, который был ими разбит. Эта победа повысила боевой дух войска и Варрона, сам Павел разместил 2/3 войска в лагере к востоку от реки, оставшуюся часть отправив для укрепления других позиций. Целью второго лагеря было прикрытие фуражиров основного лагеря и атаки на фуражиров вражеских.

Армии оставались на своих позициях два дня. 1 августа Ганнибал, осознавая получение Варроном на следующий день командования над римским войском, оставил лагерь и предложить дать бой, от которого Павел отказался. После этого он направил всадников во второй римский лагерь для атаки на вражеских солдат, занимавшихся сбором воды за его стенами.

Построив карфагенское войско в боевой порядок прямою линией, Ганнибал выдвинул вперед испанскую и галльскую легкую пехоту, стоявшую в центре, так что она образовала дугу, выдающуюся вперед, подобно очертанию полумесяца, – читаем мы у Полибия, очень живо описывающего битву при Каннах. В своей национальной одежде, с национальным своим вооружением, эти испанцы и галлы производили странное и страшное впечатление. Направо и налево от них, несколько позади, стояла африканская пехота, вооруженная по‑римски. Битва при Каннах началась на флангах.

На том, который был со стороны равнины, италийская и нумидийская конница бились, не уступая друг другу. На том, который был у реки, тяжелая карфагенская конница в битве при Каннах опрокинула римскую, которая была гораздо слабее числом, истребила почти всю ее; лишь немногие римские всадники ускакали вверх по реке и рассеялись по равнине.


Консул Эмилий, раненый, поспешил к центру битвы, где легионы опрокинули испанцев и галлов, стоявших полукругом впереди, и стройными рядами тесня их, поравнялись с линиею стоявшей направо и налево африканской пехоты. Она, по команде Ганнибала, повернулась и справа и слева фронтом к центру, двинулась с обеих сторон на римлян, шедших вперед посредине.

Они остановились, должны были обороняться от напора врагов справа и слева, были так стиснуты, что не могли развернуть рядов, давили друг друга; Эмилий на коне ринулся в самый жар битвы, пролагая себе дорогу мечом, ободряя своих. Но все было напрасно: Газдрубал, уничтожив римскую конницу, помчался на помощь нумидийцам, италийская конница была обращена в бегство соединенною атакою его и их; предоставив нумидийцам преследовать бегущую италийскую конницу, он бросился на римскую пехоту с тыла, и битва была решена. Римляне, окруженные при Каннах со всех сторон, держались несколько времени; но передние ряды их падали один за другим в отчаянной обороне, круг нападающих сжимался; и все эти римляне умерли геройской смертью.

Поражение римлян в битве при Каннах было ужасно. Карфагеняне потеряли только 6000 человек, из которых две трети были кельты, а потеря римлян простиралась до 70000 человек, в числе которых находились 80 человек сенаторского сана и почти все военачальники. Не уцелели и те 10.000 человек, которые перед битвой при Каннах были оставлены для охранения римского стана: Ганнибал напал на них, они были убиты или взяты в плен. Лишь немногие римские воины успели убежать в Канузий.

Википедия