В директиве германского военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» говорилось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта… Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы сохранения населения и его пропитания не могут и не должны разрешаться нами. С нашей стороны в этой войне, которая ведется не на жизнь, а на смерть, нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Немецкие войска, имея превосходство над силами Северо-Западного фронта по пехоте в 2.4 раза, в орудиях и минометах — в 5 раз, в танках — в 1.2 раза, 1 июля 1941 года овладели Ригой, 6 июля — Островом, а 9 июля — Псковом. К 10 июля немецкие войска захватили почти всю Прибалтику и вторглись в пределы Ленинградской области. С этого времени началась битва за Ленинград, самая продолжительная битва Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны.
8 июля 1941 г. начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер записал в своем дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки».