Место захоронения
Молдованов Матвей Ефимович (ск. 03.08.1899, 72 л.) — заштатный протоиерей села Тузлы Одесского уезда; умер от старческого маразма (МК Преображенского кафедрального собора, ДАОО, 37-13-458, № 28м)
Протоиерей Матвей Евфимиевич Молдаванов
(Некролог)
3-го августа сего 1899 года, в Одессе скончался, на 72-м году жизни, после продолжительной и тяжкой болезни, заштатный протоиерей села Тузлы Одесского уезда, Матвей Евфимиевич Молдованов.
Прослужив с покойным отцом протоиереем три года, я имел возможность близко узнать высокие качества почившего и на себе испытать благотворное влияние их, почему долг обязывает меня, для назидания и духовной пользы ближних сказать несколько слов, по мере скудных моих сил, о его жизни и трудах в Тузловском приходе, в коем покойный с честью прослужил почти 45 лет.
Сын священника села Терновки, Тираспольского уезда, по окончании курса Одесской семинарии в 1853 году, почивший о. Молдованов тогда же быль определён священником к Петро-Павловской церкви местечка Васильевка Одесского уезда, а в 1855 году, по прошению, переведен приходским священником к бывшей святого Иосифа Обручника церкви села Тузлы Одесского уезда, где и поныне состоял на службе при новоустроенной им же церкви во имя святого Благоверного Князя Александра Невского.
Вступив в управление приходом, отец Матвей немедля принялся за исправление ветхой церкви и церковных причтовых построек, так как все это находилось в печальном положении и требовало неотложного ремонта.
Употребляя на это благое дело то усиленную экономно, то жертвы скудных по тогдашнему времени благотворителей, то кредит, он в самом непродолжительном времени успел не только исправить все ветхости в церкви и прочих строениях, но даже расположил владельца Тузловского имения князя Виктора Ивановича Барятинского, подарить в пользу церкви прекрасный дом с 3766 кв. саж. усадебной земли, о чем в архиве церкви и дарственная запись имеется. И все это, при помощи Божией и добрых людей, он успел совершить в самое непродолжительное время, а затем, в течение десяти лет последующего своего служения, составил значительный капитал и в 1872 году 26 сентября, с благословения Высокопреосвященнейшего Архиепископа Димитрия, уже заложил на новом месте прекрасный храм во имя Благоверного Князя Александра Невского, который в 1874 году, по благословенно Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Архиепископа Херсонского и Одесского, и был освящён.
Но заботливость попечительная о приходе отца Матвея этим не исчерпывается: в 1880 году он устроил на церковном погосте обширную, так называемую, сторожевую, в которой одна половина предназначена для сторожа церковная, а другая приспособлена для ночлега приходящих в церковь из других деревень прихожан; в 1890 году он закончил постройку церковно-приходской школы, местом для которой избрал разумно ограду бывшей Иосифовской церкви и на которую пожертвовал более 100 р. своих денег, а в 1897 г., по его же заботливому ходатайству, построен новый, с такими же службами, дом для диакона, вместо старого, пришедшего от времени в совершенную ветхость.
Не ограничиваясь внешним благоустройством своего прихода, отец Матвей особенное свое внимание обращал и на развитие в народе грамотности п религиозно-нравственных начал. Так еще в 1856 году он открыл в Тузлах, в частном доме, школу грамоты, в которой вплоть до 1876 г. сам обучал детей Закону Божию и другим предметам безмездно; в последующее за тем время в Тузловском приходе, по его же заботам, образовалось четыре школы, из коих две церковно-приходских, а две земских и во всех этих школах, расположенных в разных деревнях прихода, отец Матвей почти до 1896 года состоял законоучителем, поучая детей примерам доброй жизни и христианским началам. Церковь свою покойный обогатил прекрасной библиотекой, состоящей в настоящее время из многих томов Архипастырских сочинений, разных назидательных и периодических, духовных изданий, приобретенных им разновременно частью на церковные, частью на собственные средства; из библиотеки этой некоторые благочестивые прихожане беспрепятственно берут книги, где и черпают уроки христианской жизни.
В отношениях своих к прихожанам о. Матвей был в высшей степени добр, справедлив и строг; но строгость эту испытывали только упрямые и закоснелые в пороках люди,—да и тех он умел не только обличать, но убеждать и умолять со всяким долготерпением как в храме Господнем, так и вне его. Божественную службу совершал покойный отец Матвей необыкновенно чинно и благообразно и от подчинённых ему клириков требовал того же; пение любил он тихое, чтение - внятное и неспешное, а от молящихся всегда требовал строгого внимания к совершаемой службе Божией, нерадивых же в этом отношении обличал и вразумлял умело и успешно.
Умудренный житейским опытом и, как человек глубокого от природы уме и проницательности, покойный отец протоиерей всегда был уважаем духовенством Одесского уезда и часто им избираем в депутаты на съезды епархиальные и в депутаты по следственным делам и, как видно из Формулярного списка, в первой должности прослужил 10 лет, а во второй— 6. Кром того, по тем же вышесказанным качествами он, по воле Высокопреосвященнейшего Архиепископа Платона, был назначен благочинным Очаковского округа, в каковой должности безупречно прослужил 14 лет; состоял помимо сего и наблюдателем церковных школ Очаковского округа в течении двух лет.
В справедливом внимании к таким заслугам и трудам почившего, Епархиальное Начальство неоднократно удостаивало его наград, перечень которых представляется в следующем порядке: в 1864 году награждён набедренником, в 1871 — скуфьёй, а в 1876—камилавкой; 1881 года апреля 18 дня Святейшем Синодом награждён наперсным крестом; в 1885 году произведен в сан протоиерея, а 1892 году за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован ему орден св. Анны 3-й степени: кроме сего, в 1887 году, при обозрении церквей, Высокопреосвященнейший Архиепископ Никанор, за заведенный всюду по благочинию порядок в хранении церковных сумм и за исправность во всех других отношениях, изволил выразить свою Архипастырскую признательность.
Лет пять тому назад досточтимому отцу протоиерею довелось перенести тяжелый желудочный недуг. Хотя крепкий организм больного перенес этот недуг, но болезнь значительно уменьшила его силы; с этого времени он стал видимо слабеть телом, почему и обязанности приходские пастыря сделались для него тяжелее, чем прежде. Однако он не хотел уступить своим телесным немощам: хотя и чувствовал упадок сил, но молча боролся с этим и, не желая сознать своего утомления и физической слабости, почти до осени прошлого года иногда совершал Богослужения и не желал отдохнуть от трудов своих. Но надорванные болезнью силы падали и падали и, наконец, стали обнаруживать в почившем признаки старческой немощи; зрение, и раньше уже испорченное, теперь почти отказывалось служить ему, так что пришлось делать глазную операцию, которая хотя и помогла отчасти зрению, но еще больше надорвала его здоровье.
Наконец усталый труженик решился нынешним летом отдохнуть от трудов своих, для чего Высокопреосвященнейшим Архиепископом Иустином был разрешён ему четырехмесячный отпуск. Но отдых этот не мог уже принести ему ожидаемой пользы: почти полувековая привычка к деятельности обратилась у него как бы в потребность и вынужденное бездействие крайне его тяготило; сознание своего бессилия и невозможности продолжать прежний трудовой образ жизни наводило на него глубокое уныние, а уныние действовало разрушительно и на тело. Не рассчитывая уже на поправление своего здоровья, покойный отец протоиерей в июне месяце сего года переехал на жительство в Одессу, где и был уволен по прошению за штат. Утомленный организм не мог уже бороться с болезнью, к которой еще присоединилось и воспаление лёгких... Усталому труженику нужен был уже иной покой. Досточтимый отец протоиерей перед своей смертью приобщился святых Таин Христовых и, по совершении над ним таинства елеосвящения, тихо отошел ко Господу.
Мир праху твоему, незабвенный пастырь! Да упокоит тебя Господь в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают.
Диакон Василий Кульчицкий
Херсонские епархиальные ведомости, № 17, 01.09.1899
MMXXIV-VIII-IX-0491