Влияние строительства акведуков 

на историческое развитие городов, повседневную жизнь римлян и окружающую природу

 Как жители Рима обеспечивались водой из акведуков?

Одиннадцать водопроводов давали городу 1.5 миллиона кубометров воды в день. Так Рим стал самым обеспеченным водой городом.

Когда вода достигала городских стен, она попадала в «кастеллу» – большой бассейн, от которого отходили трубы, поставляющие воду в распределительные резервуары, они же – «отстойники», в разных кварталах Рима. Очищенная вода текла к общественным купальням, фонтанам и домам знати. Чуть ли не на каждом углу в Риме день и ночь журчали неиссякающие фонтаны. Вода в них подается под давлением из напорных башен. Из них могли бесплатно брать чистую питьевую воду для питья и приготовления пищи небогатые горожане, которым не по карману провести воду к себе домой.

За небольшую плату жители могли мыться в общественных банях и пользоваться уборными, но провести воду в дом могли только богачи. Плата за эту роскошь зависела от диаметра входящей трубы. Служба городского водоснабжения использовала трубы 25 стандартных размеров и в I веке собирала с домовладельцев до 250 тысяч сестерциев в год. Если владелец частного дома хотел «подключить» свою уборную к общей системе, ему нужно было платить специальный налог – клоакариум.

У городской канализации была и собственная богиня-покровительница – Клоацина/Клоакина, ипостась Венеры: Venus Cloacina, Венера-Очистительница, Венера Клоаки. Её святилище находилось на римском форуме у места, где сточный канал вливался в Большую Клоаку.

Общественный фонтан

Система доставки воды

 Кто занимался эксплуатацией акведуков? "Водная команда" и появление новых профессий в Риме

Для надзора за всеми гидротехническими сооружениями Рима требовалось особое ведомство, которое при создании получило название «Водная команда». «Команда» состояла из людей разных специальностей: обходчиков, мостовщиков, нивелировщиков, каменщиков, работников, умеющих обращаться со свинцом, и простых чернорабочих, а во главе её стояли специалисты по строительству водопроводов. Часть «Команды» помещалась за городом, чтобы в случае необходимости быстро произвести нужный ремонт; посты другой были расставлены у водонапорных башен и больших фонтанов. В их ведении находились водопроводы – сеть всех труб, проложенных по городу, и фонтаны. «Водная команда» включала со времен Клавдия 700 человек: 240 государственных рабов и 460 императорских рабов и отпущенников (последние были добавлены Клавдием после проведения им двух новых водопроводов). «Водная команда» занималась только текущей работой и мелким ремонтом.

В 11 г. до н.э. по предложению Августа и с одобрения сената была учреждена должность curator aquarum и в особом сенатусконсульте определены её полномочия. Должность curator aquarum была ответственной и почетной. Этого чиновника внутри городской черты сопровождали три государственных раба, архитектор, писец, глашатай и рассыльный. Обеспечение действия права проведения и охраны водопроводов круглый год требовало значительных усилий и отнимало много времени, так что curatores aquarum были освобождены от дополнительных обязанностей. Должность curator aquarum предполагала надзор за соблюдением и правильным применением комплекса мер, направленных на обеспечение города водой, регулируемое правом проведения и охраны воды.

В 97 году н.э. новый император Нерва назначил Секста Юлия Фронтина смотрителем городского водопровода Рима. Это была совершенно незнакомая область для Фронтина, однако он не только глубоко вник в свои новые обязанности, но и написал об этом книгу "De aquis urbis Romae".

К I в. н.э. стало широко применяться право предоставления воды частным лицам. Для отведения воды частное лицо должно было получить письменное разрешение принцепса, в противном случае его действия рассматривались как расхищение общественной воды. Прокуратору вменялось в обязанности следить за соблюдением норм пользования водой, указанных императором. Предписывалось отводить воду только из водораспределителей, чтобы оберегать «общественные русла и трубы».

"De aquis urbis Romae" Фронтина

Строительство акведука

Появление «сверлильщиков», изменение законодательства Рима. 

Фронтин в «De aquis urbis Romae» упоминает о «сверлильщиках» – водяных ворах, которые ночью, тайком, вскрыв мостовые, пробивали водопроводные трубы, присоединялись к сети и заводили воду к заказчикам, то есть, горожанам, не имевших доступ к канализации. Были введены суровые штрафы за воровство – 100000 сестерциев (25000 денариев, 630 солидов или 10 годовых жалований гвардейца при Каракалле), однако вода из незаконных кранов текла всё равно – технологии перекрытия воды ещё не было. Если порча была причинена нечаянно, без злого умысла, виновный должен был немедленно заняться ее исправлением. Возле русел и веток водопроводов запрещался выпас скота, выкашивание травы и выращивание плодов.

Cloaca Maxima

Водопроводная труба

 Кто контролировал качество воды?

 Контроль осуществлялся разными способами. Согласно «De architectura libri decem», написанному Витрувием, древнеримским архитектором и механиком, в 30 г. до н. э., инженер должен был проверить прозрачность, вкус и течение воды. Инженерам также было приказано проверить местных жителей, потреблявших воду из потенциального источника. Если местные жители выглядели слабыми, было очевидно, что вода плохого качества; однако, если местные жители выглядели здоровыми и сильными, вероятность того, что вода чиста, была выше. Состав почвы и горных пород также говорил о качестве воды. Что касается воздействия почвы и горных пород на воду, Витрувий сказал: «Глинистые грунты содержат плохую воду и в малых количествах, рыхлые и крупнопесчаные скудны влагой, но качество ее лучше. Самая ценная жидкость заключена в темноцветных грунтах, она прекрасна вкусом, однако её мало».

Витрувий

De architectura libri decem (Десять книг об архитектуре)

 Каково было влияние водопроводной воды на состояние здоровья древних римлян?

 Водопроводные трубы производили из свинца, глины или дерева, так что население Рима, по некоторым данным, страдало от отравления свинцом, вызывающим онкологические заболевания. Но на внутренней стороне каждой свинцовой трубы ученые обнаружили непроницаемый слой безопасных для человеческого организма отложений кальция, возникший благодаря постоянному контакту труб с богатой кальцием горной водой. Этот слой послужил изоляцией, и вскоре после установки труб контакт со свинцом практически полностью прекращался, так что причина отравлений кроется в ином – например, посуда для вина тоже нередко производилась из свинца, придающего напитку сладковатый вкус и консервирующего его. Архитектор и механик Витрувий в одном из своих трактатов писал: 

«Преимущества водопроводов с глиняными трубами следующие. Вода из этих труб гораздо здоровее воды из свинцовых, так как у свинца тот недостаток, что из него образуются свинцовые белила, считающиеся вредными для человеческого тела».

Во времена античности речь об обеззараживании и не шла. Bода очищалась только от органолептических свойств, то есть, от того, что можно было заметить при помощи органов чувств, поэтому возбудители инфекций всё равно в ней присутствовали. Очистка осуществлялась посредством отстаивания в специальных резервуарах-отстойниках, которыми были оборудованы акведуки, и на дно оседали песок и взвеси.