ХАБЛОВА АГНИЯ ИВАНОВНА

Агния Ивановна Хаблова родилась в 1919 г. в Садетском районе Новгородской области. Приехала в Ленинград, поступила в школу фабрично-заводского ученичества[1] фабрики «Скороход». Окончив ее с отличием, она поступила работать на ту же фабрику швейницей. Работала с энтузиазмом, была стахановкой[2]. В те годы молодежь шла учиться без отрыва от производства в вузы и техникумы. Агния решила пойти в школу медицинских сестер Московского района. В мае 1941 года окончила ее, а 22-го июня началась Великая Отечественная война. Агния, не раздумывая, вместе с другими выпускницами школы, обратилась в районный комитет Красного Креста и подала заявление с просьбой направить ее на фронт. Так, с началом войны она добровольцем ушла на фронт в дивизию народного ополчения Московского района г. Ленинграда в качестве санитарного инструктора.

Служила Агния в 59-м Электросиловском полку. Первое боевое крещение она получила, как и ее подруга Л.Ф. Савченко на станции Веймарн Кингисеппского района. Эшелон с ее полком только что прибыл, стали разгружаться.

Рядом стояли вагоны с ранеными с эмблемой Красного Креста[3]. Фашистский летчик несмотря на это, стал сбрасывать зажигательные бомбы. Вагоны запылали. Агния, увидев, крикнула: «За мной, там горят раненые!» И стали девушки вытаскивать раненых. Руки покрылись волдырями, новая форма обгорела. После этого случая юным медицинским сестрам назначили пять суток нарядов за самовольный уход «с места дислокации» и порчу обмундирования.

Позже в тяжелых боях у села Ивановское под Кингисеппом, дивизия Агнии приняла тяжелый бой. Девушка вынесла с поля боя 97 раненых и оказала им медицинскую помощь. На Лужском рубеже, ополченцы более месяца держали оборону, потеряв значительную часть своего состава. В этих боях Агния проявила мужество и героизм, вынесла с поля боя более 120 раненых с их оружием.

Во время боевой операции под деревней Красный Пекарь, несмотря на собственное ранение, она доставила в медсанбат 32 раненых. Собрав все свои силы, позабыв страх, отважная девушка не покинула поле боя и спасла жизнь и вынесла еще 46 раненых бойцов.

В 1943 г. под Урицком Агния вынесла и вывела с передовой линии 59 раненых воинов, в этом бою была сама тяжело ранена. После лечения вернулась на фронт в свою дивизию.

Во время наступательной операции у деревни Дружная Горка Агния Ивановна оказала помощь и вынесла с поля боя 76 раненых бойцов и офицеров, приняла участие в спасении жителей деревни – стариков, детей, женщин, которых немцы согнали в большой сарай, облили его стены керосином и собирались поджечь…

На лица спасенных бойцов ни Агнии Ивановне, ни ее подруге Лидии Савченко глядеть было некогда. Так Агния вытащила родного брата, не зная, кто это. А когда пришла в медсанбат, ей говорят, что брат в тяжелом состоянии. Она удивилась: «Как? Разве его ранило?»

Солдаты любили маленькую, с косичками девчушку, видели, как решительно действует она в трудных ситуациях и перед боем шутили: «Аннушка, с нами, значит, не страшно, если и пуля царапнет?»

На фронте А.И. Хаблова стала донором и десятки раз отдавала кровь для спасения раненых бойцов, часто – прямо во время операции.

В ходе военных действий нередко Агнии Ивановне самой приходилось вступать в бой с фашистами с оружием в руках. Существует мнение, что сестры милосердия должны не убивать, а спасать от смерти, но именно ради спасения – и себя, и сотен других – приходилось ей применять оружие против врага. На ее счету было 22 убитых фашиста.

После войны А.И. Хаблова вернулась в Ленинград, более 35 лет работала медицинской сестрой на заводе «Электросила» в медико-санитарной части, была членом комитета ветеранов-ополченцев Московского района. На заводе Агния организовала комитет Красного Креста и была избрана его председателем. Руководимая ею организация вскоре стала школой передового опыта. Санитарная дружина неоднократно занимала первые места.

Являясь заслуженным донором (Агния Ивановна сдавала кровь 97 раз), вместе с подругой Л.Ф. Савченко она выступила инициатором пропаганды безвозмездного донорства. А.И. Хаблова также была донором открытого сердца, шесть раз сдавала кровь для прямого переливания.

Агния Ивановна была дважды удостоена звания «Почетный донор СССР». За подвиг в годы Великой Отечественной войны ее наградили орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За отвагу» и еще 12 медалями. За большую патриотическую работу среди молодежи А.И. Хаблова была награждена орденом Дружбы, грамотами Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Российской Федерации, почетными знаками имени З.П. Соловьева и Н.И. Пирогова.

Орден Отечественной войны II степени

Знак "Почетный донор СССР"

Знак. Н.И.Пирогов. За заслуги в гуманной деятельности СОКК и КП СССР

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За отвагу»

Медаль «За оборону Ленинграда»

В 1965 г. за оказание помощи раненым и пострадавшим во время войны, за неоднократный риск ради спасения людей Международный Комитет Красного Креста наградил Агнию Ивановну Хаблову медалью имени Флоренс Найтингейл.

Ангия Ивновна часто посещала школу-гимназию № 623 (сейчас лицей № 623 им. И.П. Павлова), проводила уроки мужества с учащимися. Ее форменное платье представлено в экспозиции музея.

Каждый год в лицее проводятся музейно-педагогические занятия, посвященные подвигу советских медиков в годы Великой Отечественной войны, среди которых имена двух подруг - Лидии Филипповны Савченко и Агнии Ивановны Хабловой.

В 2009 году Агния Ивановна ушла из жизни в возрасте 91 года.


[1] Школы фабрично-заводского ученичества (школы ФЗУ) существовали в Советском Союзе с 1920 по 1940 гг. Это основной (низший) вид профессионально-технической школы для юношей и девушек.

[2] Стахановец - работник социалистической эпохи, который в социалистическом соревновании добивается наивысшей производительности труда, наилучшего использования техники и превышения производственных планов путем преодоления старых технических норм и существующих проектных мощностей. Термин произошел от имени Алексея Стаханова, забойщика шахты «Центральная-Ирмино» в Донбассе, начавшего в 1935 году борьбу за высокие показатели социалистического труда.

[3] Согласно Женевским конвенциям Красного Креста (международные соглашения о защите раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны, положения которых легли в основу международного гуманитарного права), воюющие государства в ходе войны обязывались заботиться о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавали нейтралитет госпиталей и походных лазаретов, медицинского и духовного персонала, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы. Позже было введено понятие санитарных зон, уточнены формы удостоверений личности и эмблематика Международного комитета Красного Креста. Среди других государств, присоединившихся к конвенциям, были Германия.

Каждый германский солдат во время второй мировой войны имел, в своей солдатской книжке особую вкладку, содержащую «10 заповедей немецкого солдата». В этих «заповедях» говорилось о том, как ему надлежит вести себя во время войны, каким должно быть его отношение к мирному населению, как ему следует обращаться с пленными и т. д. Так, шестая «заповедь» гласила: «Красный Крест неприкосновенен. С раненым противником следует обращаться гуманно. Санитарному персоналу и армейским капелланам не следует чинить препятствий в выполнении ими медицинских или религиозных функций».