В этом разделе экспозиции мы отдаем дань уважения подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда. Здесь вы увидите подлинные предметы того времени: портсигар, спичечный коробок, продовольственные карточки, медицинские инструменты санитарного поезда, а также различные виды вооружения, обмундирование и личные вещи солдат как советской армии, так и нацистов.
Во время войны на фронте и в тылу работали 200 тысяч врачей и полмиллиона средних медицинских работников, почти половина из которых были женщины. Советские медики проявили невероятную стойкость, возвращая в строй 72% раненых и более 90% заболевших. Смертность среди медработников была на втором месте после потерь солдат стрелковых подразделений. Например, в 1941 году средняя продолжительность жизни санитарного инструктора на передовой составляла всего 40 секунд.
116 тысяч медработников были награждены орденами и медалями Советского Союза, и 47 из них получили звание Героя Советского Союза, среди которых 17 были женщинами.
В советский период санитарок стали называть «сандружинницами» или «медсестрами».
Вес санитарной сумки составлял около 3 килограммов. В её содержимом были: набор перевязочных материалов (бинты, вата, асептические пакеты первой помощи), лекарства, ножницы и пинцеты для работы с ранениями, шины и косынки для иммобилизации конечностей, жгут для остановки кровотечения, термометр, а также блокнот и карандаш.
Чтобы записать состояние раненого, указать причины его травмы и время наложения жгута.
Количество предметов в санитарной сумке было рассчитано на 25-30 раненых.
Среди медиков, ежедневно совершающих подвиги на поле боя и в тылу, значительный вклад в победу над фашистскими захватчиками внес главный врач Федор Михайлович Михайлов. Он оказался в плену у немцев и стал главврачом лагерной больницы для раненных солдат. Михайлов создал инфекционный барак для тяжелораненых красноармейцев и многим из них помог вернуться к жизни. Почти не допуская немцев в это отделение, он тайно переправлял выздоровевших солдат к свободе, сообщая лагерному начальству о их “смерти”.
Федор Михайлович Михайлов
Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко
Одной из самых выдающихся фигур военной медицины является Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. После окончания медицинских курсов она добровольно отправилась на фронт. Несмотря на свой юный возраст, Зинаида мужественно сражалась наравне с мужчинами, оказывая медицинскую помощь пострадавшим и вынося их с поля боя. За восемь месяцев на фронте ей удалось спасти 128 раненых офицеров и солдат.
В феврале 1943 года, пытаясь спасти командира, Зинаида была тяжело ранена. Прежде чем потерять сознание, ей удалось спрятать секретные документы, находившиеся рядом с военачальником. Когда она очнулась, немцы добивали раненых. Зинаиду также атаковали, и она снова потеряла сознание. Доставив её в госпиталь, врачи констатировали, что она сильно обморожена, и из-за начавшейся гангрены им пришлось ампутировать обе руки и ног. На тот момент ей было всего 23 года.
Несмотря на все испытания, Зинаида начала писать письма в газеты и на фронт. Она обращалась к незнакомым людям, рассказывала свою историю и призывала бойцов не сдаваться, быть сильными и мужественными. На её призыв откликнулись тысячи воинов, и вскоре развернулось движение «За Зину Туснолобову!». Такие надписи начали появляться на танках, самолетах и боевых орудиях.
В 1965 году Зинаида Туснолобова-Марченко стала третьей советской медсестрой, награжденной медалью Флоренс Найтингейл.
Георгий Федорович Синяков
Бесценный вклад в борьбу с немецкими захватчиками внёс военный медик Георгий Синяков. В начале войны он ушел на фронт в качестве хирурга медико-санитарного батальона. Вскоре он оказался в плену вместе с раненными бойцами. В Кюстринском международном лагере военнопленных Синяков начал оперировать раненых, когда к советским военнослужащим относились особенно жестоко: их практически не лечили, оставляя умирать. Однако слух о талантливом докторе быстро распространился, и немцы начали привозить к нему своих родственников за помощью. Благодаря своему уму, Георгий спас тысячи пленников.
Он использовал специальную мазь на основе рыбьего жира, которая выглядела и пахла ужасно, создавая впечатление, что человек начинает гнить заживо. На самом деле пациенты выздоравливали. Врач делал вид, что лекарства не помогают, и констатировал смерть. Тела советских военнопленных выбрасывали в ров, расположенный рядом с лагерем, но ночью «мертвые» воскресали, брали заранее приготовленную карту, компас и убегали.
Не только военные врачи проявляли мужество в годы войны. Гражданские и военные медики — врачи, медицинские сестры, фельдшеры, санинструкторы — также стояли на страже нашего города. Они боролись с последствиями голода, предотвращали эпидемии и возвращали в строй бойцов и командиров.
Гитлеровцы иногда устраивали бактериологические диверсии, отправляя в город больных сыпным тифом. Поэтому все, кто приходил из-за линии фронта, должны были провести две недели в карантине.
Из-за нехватки медикаментов и перевязочных материалов врачам приходилось импровизировать. Например, в качестве дезинфицирующего средства использовали сфагнум — торфяной мох, который обладал хорошей впитывающей способностью и действовал, как местный антибиотик. Сфагнум также использовали вместо ваты для перевязок.
В одном из госпиталей города использовали необычную методику для обработки ран: повреждения кожи обрабатывали дымом. В нём содержится множество веществ, способных убивать различные бактерии. Больные поначалу сильно возмущались, когда их "коптили", но вскоре осознали, что это действительно помогало.
В условиях полной блокады и смертоносного голода ленинградские биологи нашли способ справиться ещё с одной страшной напастью — цингой, заболевание, вызванное нехваткой витамина С. Для получения водного настоя витамина они решили использовать единственный доступный источник — хвою. Чтобы избежать болезни, ленинградцы должны были выпивать ежедневно по 100-200 граммов хвойного настоя.
Невероятный факт: изможденный блокадой и голодом Ленинград отправил на фронт в общей сложности 144 тонны донорской крови — это больше пяти военных эшелонов. Уже в самом начале войны в городе развернулась масштабная агитация за донорство: проводились лекции на предприятиях, звучали призывы по радио, а на улицах крепились плакаты. Учрежденное за год до победы звание "Почетный донор" было вручено более 10 тысячам человек, из которых 2 тысячи — ленинградцы.
За годы блокады в Ленинграде на свет появилось 96 тысяч детей. Беременные женщины получали продукты по карточкам, предназначенным для рабочих, а за четыре месяца до родов им выдавали дополнительный паек, чтобы поддержать здоровье будущих матерей и их малышей.
Все эти факты подчеркивают невероятную стойкость и мужество ленинградцев в самые тяжелые времена. Они смогли не только выжить, но и продолжали заботиться друг о друге, демонстрируя истинный дух солидарности и человечности.