ПЕРВЫЕ ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ

Женщины семьи Романовых стояли у истоков создания Российского Красного Креста. Но еще до его появления, по инициативе дочерей императора Николая I великих княгинь Марии и Александры, а также принцессы Терезии Ольденбургской в 1844 г. была создана первая община сестер милосердия в России. В 1873 г. ей было дано наименование «Свято-Троицкая». В нее принимались вдовы и девицы в возрасте от 20 до 40 лет. При общине были устроены богадельня для неизлечимо больных, приют для приходящих детей и исправительная детская школа. Все сестры из общины получали золотой нагрудный крест на зеленой ленте с изображением Пресвятой Богородицы и надписью «всех скорбящих радость» на одной стороне и «милосердие» – на другой.

Великая княгиня Мария Николаевна

Великая княгиня Александра Николаевна

Принцесса Терезия Ольденбургская

Особой известностью пользовалась женская больница общины, в которую бесплатно принимались беднейшие пациентки. При больнице в 1845 г. был основан покой для приходящих больных – первая в России благотворительная амбулатория.

Сестры исполняли свои обязанности как в заведениях самой общины, так и в городских больницах, оказывали помощь на дому. В 1855 г., в разгар Крымской войны, они работали в организованных наследников князей Белосельских-Белозерских Санкт-Петербургской больнице для раненых и больных ратников ополчения.

Сестры Крестовоздвиженской общины о раненых в Севастополе в 1855 г.

В это же время 5 ноября 1854 г. создается крупнейшая в России Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны, прототип Красного Креста. Община была создана по инициативе выдающегося профессора Медико-хирургической академии Николая Ивановича Пирогова под эгидой великой княгини Елены Павловны в связи с началом Крымской войны.

Профессор Медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов

Великая княгиня Елена Павловна

Так, Великая княгиня Елена Павловна, супруга сына императора Павла 1 Михаила, впервые организовала частную помощь на полях сражений, привлекая женщин к уходу за ранеными в госпиталях, расположенных на театре военных действий.

В борьбе со взглядами общества, не одобрявшим такого рода деятельность женщин, великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками делала перевязки.

Для сестер милосердия была разработана и утверждена особая форма одежды, состоявшая из коричневого платья с белыми обшлагами, белого чепчика и такого же цвета фартука с карманами. Главным отличительным признаком был специально учрежденный для общины позолоченный серебряный крест на голубой (Андреевской) ленте. На лицевой стороне креста была сделана надпись "Ты, еси, Боже, Крепость моя!", на оборотной - "Возьмите иго мое на себе".

Среди сестер Крестовоздвиженской общины были как представительницы высшей аристократии: Екатерина Бакунина, Елизавета Карцева, Варвара Щедрина, Екатерина Хитрово, так и жены и вдовы мелких чиновников, солдат, крестьянки: Александра Травина, Марья Григорьева и многие другие. Все они спасали раненых в тяжелейших условиях фронтовых госпиталей середины XIX в.

Бакунина Екатерина Михайловна

Карцева Елизавета Петровна

Щедрина Варвара Ивановна

Хитрово Екатерина Александровна

Пирогов был убежден, что выздоровление раненого зависит от выхаживания в больнице не меньше, чем от проведенной операции. Ассистент и помощник Н.И. Пирогова доктор Ульрихсон вспоминал: «Сестры ходили за оперированными и тяжелоранеными, не оставляя без попечения и раненых французов, которых не считали врагами и не делали никакого отличия от русских».

О служении сестер милосердия прекрасно рассказал в своих «Севастопольских рассказах» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой, участвующий в обороне города.

Каждая четвертая сестра милосердия из приехавших в Севастополь нашла там свою гибель. После окончания Крымской войны сестры общины продолжили работать в лечебных заведениях Санкт-Петербурга, их отряды выезжали в места ведения боевых действий.

До приезда Крестовоздвиженской общины в Крым, во время обороны Севастополя образовалось волонтерское движение «севастопольских патриоток». Основными его участницами были сестры, жены и матери бойцов, оборонявших крымский рубеж. Среди них была Дарья Лаврентьевна Михайлова, известная под именем Даша Севастопольская.

Накануне войны в 17 лет она осталась сиротой, продала часть своего имущества и купила лошадь с повозкой, уксус, вино и перевязочные материалы. Даша остригла косу и, переодевшись в мужское платье, поехала на передовую, где шли самые ожесточенные бои. Она наравне с другими сестрами милосердия помогала раненым на поле боя, вытаскивала их из огня, оказывала неотложную помощь. Современников поражало, что она ухаживала не только за российскими солдатами, но и за противниками — англичана-

ми, французами, турками. Ее «карета горя» - так называли обоз Даши - стала первым в истории санитарным боевым передвижнымпунктом, а сама Даша Севастопольская по праву заслужила звание первой русской сестры милосердия.

Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя, панорама "Оборона Севастополя 1854-1855гг." В действительности в отражении штурма Севастополя 6 июня 1855 г. она участия не принимала.

Вскоре Даша и группа ее помощниц поступили под руководство академика Н.И. Пирогова. Она была представлена царской семье и получила несколько высоких наград, в том числе «За оборону Севастополя», которую выдавали активным участникам боевых действий.

В то же самое время на стороне антироссийской коалиции трудилась британская сестра милосердия и общественный деятель Флоренс Найтингейл. Ее родители были английскими аристократами. Флоренс решила посвятить свою жизнь служению людям и пойти работать сиделкой в лечебное заведение для бедных. В Англии эта профессия считалась недостойной и аморальной. Женщины, ухаживавшие за несостоятельными больными, были из наиболее неблагополучных слоев общества. Несмотря на сопротивление семьи и общественные условности, Найтингейл получила медицинское образование. После начала Крымской войны она вместе с медсёстрами-добровольцами и монахинями отправилась в полевые госпитали Османской империи, а затем Крыма.

В результате нехватки медикаментов, перевязочных материалов и оборудования в лечебных помещениях распространялась инфекция, уносившая жизни солдат. После внедрения принципов санитарии и ухода за ранеными, смертность в лазаретах снизилась на 40%. Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, обходила палаты с больным.





Во время войны Найтингейл удалось собрать по подписке большую сумму денег, на которые в 1860 году была организована первая в мире школа сестёр милосердия.

В 1912 году Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл. Эта награда является наиболее почётной для сестёр и братьев милосердия в любой точке земного шара. Каждые два года 12 мая 50 медалей Флоренс Найтингейл вручают «лучшим из лучших». В этот день отмечается день рождения Флоренс, а также Международный день медицинской сестры.

Николай Пирогов считал несправедливым, что медицинская общественность Европы, а за ней и России, считала основательницей сестринского дела не Великую княгиню Елену Павловну, а Флоренс Найтингейл, создавшую свою общину лишь в начале 1855 года. Известный юрист Анатолий Кони писал:

Медаль имени Флоренс Найтингейл

«Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования «последнего слова» с Запада - наоборот, Англия стала подражать нам, прислав под Севастополь мисс Найтингель со своим отрядом».