Конституционное право как отрасль российского права

Конституционное право — важнейшая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

· собственный предмет правового регулирования;

· собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права — совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: нормы и институты.

Конституционно-правовой институт — совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права:

· основы конституционного строя;

· основы правового статуса человека и гражданина;

· федеративное устройство государства;

· система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права — совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права — самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

· сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;

· фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;

· практика реализации норм данной отрасли;

· история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Предмет регулирования конституционного права — отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т.е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений:

· конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

· правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:

· связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;

· конституционного строя РФ;

· регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти — подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

· физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

· государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);

· общественные объединения.

Методы науки конституционного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида, как уже было отмечено, особое место занимает Конституция России. Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ предусматривает принятие таких законов: федеральные конституционные законы от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 04.03.1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, также относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются также регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулятивных средств (цели, принципы, исходные ценности), но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязываний, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.

Предмет конституционного права как обычной отрасли права составляют публичные властеотношения. Однако названные отношения регулируются нормами и иных отраслей публичного права: административного, уголовного, финансового. Исключительно нормами конституционного права регулируются отношения по формированию и деятельности верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии.

Феномен власти присутствует буквально во всех ячейках общества, однако логика социального взаимодействия приводит к складыванию в масштабах всего общества совершенно особого вида власти — власти верховной, призванной обеспечить устойчивое управление делами общества, выразить общие интересы всех социальных субъектов, ввести все виды существующих в обществе властеотношений в правовое русло. Именно верховная власть определяет устройство общества и государства, учреждая их основные институты. При этом устройство самой верховной власти вправе определять только она сама, т. е. она в отличие от иных видов публичной власти (исполнительной государственной власти, муниципальной власти, власти в общественных и религиозных объединениях) выводима из самой себя.

Верховная власть, исходящая от народа, материализуется не в каких-то отдельных государственных учреждениях, хотя бы и высших, а в государстве в целом как способе народной самоорганизации, а также в таких его территориальных составляющих, как субъекты Федерации, автономии. Кроме того, государство вбирает в себя также граждан и способы участия последних в государственной жизни; она не сводится к государственному аппарату и своим политико-территориальным формам. Верховную власть народа воплощают:

· государственно-территориальное (административно-территориальное) устройство; гражданство;

· суверенные права многонационального народа государства, права составляющих его общностей: этнических, религиозных, языковых;

· компетенция государства и его территориальных частей (субъектов Федерации, автономий, административно-территориальных единиц), формализующая суверенные права народа и переводящая их в плоскость государственной деятельности;

· способы непосредственного государственного волеизъявления граждан (выборы, референдумы);

· государственные органы, получающие власть непосредственно от народа в рамках конституционного процесса, а не от иных государственных органов, их компетенция и деятельность.

Перечисленные институты государства каждый сообразно своей природе обеспечивают осуществление верховной власти, ее необходимое и достаточное бытие. Остальные государственные институты формируются в условиях функционирования верховной власти, образуются первичными государственными учреждениями и служат переменными средствами их активности. Таковы неполитические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Указанная деятельность не относится к собственному предмету конституционного права и детально регулируется нормами других отраслей публичного права, прежде всего административного права. Если, скажем, принятие закона о государственном бюджете входит в сферу верховного управления, то исполнение бюджета относится к области подчиненного управления.

Закрепление в Конституции конкретного государственного института еще не является достаточным основанием для отнесения его к сфере верховного управления; важен также его конституционный статус в целом, то положение, в которое ставит его Конституция (устав) по отношению к иным государственным институтам. Отнесение к области верховного управления, например, Правительства РФ должно ограничиваться рядом позиций:

а) обязательное функционирование Правительства как государственного органа независимо от усмотрения кого-либо;

б) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы;

в) политические формы ответственности Правительства;

г) право Правительства на уход в отставку;

д) конституционно установленные формы участия Правительства в законотворческом процессе. То же следует сказать и об органах исполнительной власти субъектов Федерации.

Соотношение конституционного и государственного права

Правовое упорядочение верховной государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли государственного права, что вполне логично. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами, сковавшей государственную волю юридическими императивами должного. Возвышение Конституции над государственной волей призвано учредить государство в качестве средства жизнедеятельности общества, а не цели.

Во-вторых, общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в ее поле деятельности.

Формы осуществления верховной власти дополняются формами борьбы за нее. Тог, кто эффективно представлен в первичных государственных институтах, способен лучше проводить в жизнь собственные интересы и активно предлагать обществу свое видение общесоциальных интересов. Поэтому ряд субъектов явно или подпольно ведут борьбу за контроль над парламентом, правительством, ведущими партиями. Борьба за верховную власть идет по нескольким направлениям. Это: деятельность по овладению рычагами государственной власти: получение депутатских мандатов; проведение своих людей в исполнительные органы; оказание внешнего давления на государственные учреждения. Названное направление особенно важно для сил, не имеющих нужного представительства в структурах власти; оказание давления на политических конкурентов; непосредственное воздействие на сознание масс, предполагающее широкое использование средств массовой информации; продуцирование идей, способных стать средствами концептуального управления.

Действенное участие на всех выделенных направлениях невозможно без обладания важными финансово-экономическими рычагами. Совокупная деятельность множества социальных субъектов, объединяемая верховной государственной властью и процессом формирования «дерева» целей общества, становится основой для выделения политической системы (политической организации) общества.

Рамками политической системы, а не государства, включающей государство в качестве своего ядра, очерчивается, следовательно, действительное поле формирования и функционирования верховной государственной власти. Отсюда, во-первых, правовое оформление политической системы — задача именно конституционно-правового регулирования; во-вторых, государственное право, определяющее устройство государства и не упорядочивающее статуса негосударственных субъектов политической системы (партий, групп давления), оказывается частью конституционного права.

Конечно, отдельные стороны деятельности субъектов политической системы, как и учреждений верховной власти, регулируются нормами административного, финансового, гражданского и другого подобного законодательства, ведь их активность сочетает в себе решение множества разнообразных вопросов. Однако принципиальный статус субъектов политической системы: их организационно-правовые формы, права, обязанности в сфере общественно-политической жизни, способы образования, преобразования, упразднения относятся к предмету конституционного права.

С учетом изложенного конституционное право как общая часть российского права — совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно- культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Конституционное право как обычная отрасль российского права — совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования формирование, устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.