1635-1640

214-3-49, 144 год, 1636

1 Прокофей Соковнин царю послал список того, что принял от прежнего воеводы Племянникова, с енисейским служилым Федкой Петровым, прозвище Чаколою. И в нынешнем 144 году Федка Чакола не объявился и того счетного списка не приваживал. И января в 28 день присланы по отпуску Андрея Племянникова к государю с достальною ясачною казной енисейские стрельца Микитка Офонасьев, прозвище Конной, Володка Федоров с товарищи. А в роспросе Микитка Конной и Володка сказали, что Федка Чакулка с приезду после их нихде не съехал на дороге у Соли Камской, а от Соли Камской поехал с ними к Соли Вычегоцкой и на дороге занемог и остался от них тот Федка болен не доезжая Соли Вычегодской на яму на Пылдыне. И послал с ним Микиткою ящик с отписки за печатью. А те ли дела, что с ним послано было в ящике, или нет, они не ведают. И Микитка приехав к Москве тот ящик в Приказе Казанского дворца и что в нем было отдал. 

35 Царю от Микитки Карамышева. В нынешнем 143 году посланы к Москве с Красново острогу служилые пятидесятник Федка Сергеев да рядовой казак Богдашка Ондреев да конной служилой Степанко Ортемьев с ясачной казной. А жалованье впредь на 144 год дано им сполна.

39 (см дело 53, сл. 45)

64 Царю от Архипа Федорова Акинфова. Был я на Красном Яру. И как по твоему указу велено мне быть к тебе к Москве, из Туринскова острогу побежал от меня старинной мой человек Ганка Максимов, пократчи меня. И нынче живет тот мой беглой человек на Красном Яру, а животишко снес у меня 100 рублев денех да платья на 50 рублев. А отец, государь, и мать и братья и сестра и сегодня у меня служат по старинному в холопстве. Милосердный государь, пожалуй меня, вели мне дать свою государеву грамоту на Красноя Яр и вели того моего беглово человека прислать сюды к Москве у суду на моих подводах.

91 Царю от Микитки Карамышева. В 143 году прислана твоя грамота, а в ней писано, что указал ты послать из Казани в Красноярск кузнеца доброво, которому бы самопальное и всякое кузнешное дело было заобычено, с женою и детми на житье. И как кузнеца пришлют, и мне бы велеть ему твоего денежного жалованья оклад учинить против иных таких же присыльных людей. И по нынешней 143 год июня по 9 день кузнеца не присылывали и пищального дела починивать и делать некому.

96 В Красноярске из 300 человек выбрать в конные казаки 100 человек добрых и не воров, которых бы с государеву службу стало.

101 Царю от Микитки Карамышева. В 142 году присланы в Красноярск ссыльные руские люди: Микитинской человек Ласкирева Нехорошко Черкасов, Данилко, прозвище Дедко, Курчанин, Агафонко Яковлев, Сенка Лихарев, Васка Турсково да отставленой подьячей Ларка Васильев. Да с тобольскими служилыми с черкашенином Ивашком Софроновым с товарищи послан Иванов человек Еропина Мартынко Голев. Да по твоему же указу послать из Казани в Красноярск донских казаков атамана Васку Гладково да Васку же Астраханца, Сенку да Сенку же Шадчан, да Омелку.

110 Царю Красноярского острогу атаманы Демидко Злобин, Милославко Кольцов, Елеска Тюменцов, пятидесятники Захарко Игнатьев, Чюрилко Львов, Офонка Путимец, Тренка Ревякин, Ивашко Фадеев, Степанко Федоров, десятники Васка Пеунов, Гришка Сомов, Первушка Драчев, Ивашко Сургуцкой, Ивашко Обеднин, рядовые Ивашко Родионов, Ондрюшка Михайлов, Якунка Резвуха и во всех товарищей своих место 250 человек. Про выбор 100 конных.

214-3-53, 144 год, 1636

1 От царя Федору Мякинину. (см 56). Чтобы впредь которые служилые учнут о каких своих нужах нам бить челом, особных челобитчиков с теми их делы и с челобитными нарочно нам к Москве не отпускал, а присылал под отписками своими.

4 Царю от Фетки Мякинина. В 144 году апреля в 23 день посланы к Москве с отписками красноярские служилые пятидесятник Степан Федоров да Васка Семенов, а жалованье на 145 год дано по окладам их сполна.

8 Из Томска царю. Просят оставить зерновой откуп в Красноярске из за скудости.

29 Царю от Фетки Мякинина. В 144 году из Томска воевода на Лену томских служилых 50 человек. А велел взять хлебные запасы в Енисейске и из красноярских запасов, которые запасы по твоему указу присланы из Тобольска красноярским служилым людем на жалованье на 145 год. И служилые люди и ссыльные, услыша ту запасов своих окладов роздачю, моногие почели из Красноярского острога бегать, потому что в прежних годех красноярские запасы в Енисейске воеводы роздали енисейским служилым без твоего государева указу. И от той енисейской роздачи красноярские служилые в конец погибли и всякие твои службы и ясачному сбору чинитца поруха. И оберегать пашенных крестьян и ясачных тотар некем, с голоду служилые из Красноярска бегут. А около государь острогу подошли земли непослушные многие, киргизы и тубинцы и моторцы приходят под Красноярской острог войной часто, чтоб от тех твоих изменников и непослушников Красноярскому острогу без служилых людей дурна какова не учинилось.

45 Царю от Фетки Мякинина. В нынешнем 144 году октября в 22 день в твоей грамоте писано в Красноярской острог к воеводе Миките Карамышеву, что в прошлом 143 году писал Микита к тебе, что в 142 году приходили под Красноярской острог войною киргизы собрався со многими окольными землицами с мугылами и с тубинцы и с моторцы и с кашинцы конные и плавные в лотках и в стругах. И на пашнях и на рыбных ловлях служилых людей побили 12 человек да опальной литвы и руских 4 человека да пашенных крестьян 30 человек да ясачных людей на курлышных пашнях 40 человек. И жатой хлеб и сена пожгли и под острогом к слободам приступали. А в Красноярском остроге в те поры было служилых людей 120 человек, потому что в Енисейск для хлебных запасов послано 70 человек. Да с твоею казною послано 12 человек. А которых красноярских служилых переведенцов по прежнему твоему указу велено выслать из Енисейска на Красной Яр на житье 150 человек, и тех людей из Енисейска воеводы Ждан Кондырев да Андрей Племянников в 142 году по августа 24 число прислали в Красноярск всево 60 человек, а достальных лутчих заводных людей держат в Енисейске.

51 Царю от Фетки Мякинина. Рассказывает что принял от прежнего воеводы Микиты Карамышева: государеву печать, ключи на острожные ворота, казну, пищали, муку …

56 Царю от Фетки Мякинина. В 144 году мая в 28 день били челом тебе красноярские атаманы, пятидесятники и все рядовые 300 человек, чтобы ты их пожаловал, велел и Красноярского острогу отпустить к тебе к Москве челобитчика, бить челом тебе о всяких городовых нужах. И я холоп твой отпустил служилого человека Гордюшку Григорьева. А твое денежное жалованье на 145 год Гордюшке дано в Красноярске сполна.

61 (см 1)

65 Царю от Фетки Мякинина. В 144 году марта в 26 день посылал я в Кан сыскивать и приводить под твою высокую руку достальных котовских и камасинских и осанских мужиков и твоего ясаку имать и достального ясаку добирать красноярских служилых Федотка Савина, Климка Федорова да в толмачех Богдашку Тюметкова. И мая в 10 день те служилые в Красноярск пришли и твоего ясаку взяли с камасинские землицы 30 соболей да 3 бобра да 2 кошлока. Да недоборново ясаку взяли с котовских и канских ясачных людей 33 соболя да 2 бобра да 2 кошлока. Да приискали вновь Пеленгускую землицу и под твою государеву высокую руку привели и твоего ясаку с той землицы взяли 21 соболь. И ту казну послал я к тебе к Москве с красноярскими служилыми с Васкою Юдиным с товарищи. И в ясачных книгах та твоя казна написана.

65 Царю от Фетки Мякинина.

71 (см 56)

74 Выписано в доклад. В нынешнем 145 году декабря в 5 день писали царю из Мангазеи воевода Борис Пушкин, писал де к ним в Мангазею из Енисейского острогу воевода Прокофей Соковнин, что в 144 году с весны в разных числах бежали из Енисейска красноярские служилые люди, которые посланы для хлебных запасов: Елеска Ванев, Тимошка Лешаков, Федка Котельник, Игнашко Розборник, Офонка Косой, Митка Недосек, Ивашко Титов, Петрушка Ортемьев Щербак, Федка Конев Поляк Мартынко, взяв государево ружье и свинец. И в нынешнем 145 году в Приказе Казанского дворца извещали красноярские служилые Степанко Федотов да Гордюшка Григорьев, что в прошлом де году сбежали красноярские служилые Офонка Иванов с товарищи. А сколько человек сбежало, про то они не упомнят. За тех беглых людей писал из Енисейска воевода в Мангазею, потому что они бежали в Мангазею на Турухан.