1700, 15 сентября
Ф.214 оп.1 кн.1023 1700г
(56) 1701 году января 23 взят в переплет.
(-57) От РХ 1700 15 сентября в 4 часу дня прибежали под Красноярск город безвестно воровские киргизские люди человек с 200 и больше по стороннею дорогою воровскою сакмою через леса, по вершинам речек, хрептами, откуды прежде сего приходу к Красноярску не бывало. И около города по заимкам на пашнях красноярских служилых и всяких чинов жилецких людей и качинских служилых и ясачных татар побили а иных ранили и в полон взяли. А кого имяны и каких чинов служилых и всяких чинов людей и иноземцов побито и тяжелыми ранами ранено и кто, писано ниже сего: (-58)
Побито русских служивых людей.
Конные казаки: Онисимко Путимцов, Стенка Тропин.
Пешие: Микишка Леонтьев, Ивашка Тараканов, Демка Ленивцов, Федка Тараканов, пятидесятника Пантелея Кочергина сын Ивашка
Казачьи дети: Микишка Смолянинов, Сенка Ленивцов.
Конного казака Афанасья Гуркова дворовые люди: Потапко Гурков, Сенка прозвание Ковалек и ему, Сенке, учинили мучительное надругательство: меж древа стиснули главу и кололи копьи и сверху той главы набили обруч на древо.
Женска полу 4 человека.
-59
Иноземцев побито: Мытичко Бетликов, Тачи Намухаев, Нохто Тюмеев, Чарча Акбурунов, Айберек Кызлаков, Токтомар Тургунаков, Отрокнан Дочиков, Чажак, Илдиней, Кошкажак.
Женска полу 6.
Раненых русских людей: Данилка Попов, Данилка Ошаров, Ивашка Песегов, Офонка Обеднин, Ивашка Ошаров.
Новокрещеные: Ивашка Пермяков, Коземко Семенов, Пронка Алактаев.
Женска полу 3.
-60
Иноземцев ранено: Тургунак, Киражак, Таяжи Береков, Ултужак Киражаков, Калыка Кудугашев.
В полон взято: Тудачик Шилбаков с женою и с детьми, Марик Быжаков, Баянка Алактаев.
Новокрещеные: Офонка Ларионов, Сергушка да Васка Семеновы, Стенка Иванов, Петрушка Микифоров.
И те киргизские воровские люди, побив тех вышеписанных русских людей и иноземцев а иных раня и побрав в полон, и качинских татар осадя на речке Нанжуле, а иных на Солонцах. И отогнав конские табуны и рогатого скота, прибежали под город и ополчась стали по горе на караульной сопке от города с полверсты и почали по красноярским служивым людям стрелять из луков и из пищалей и пошли многим ополчением к городу. (-61)
И тогож 15 сентября в пятом часу дни стольники и воеводы Петр Савич да Федор Петрович Мусины-Пушкины, моляся всемогущему и в Троице славимому Богу и Пречистой его Богоматери Пресвятой Богородице и всем святым и надеясь на счастие великого государя, собрав со всеми выше помянутыми ратными людьми, вышли за город. И детей боярских Федора Самсонова да Василия Саламатова и Романа Торгошина с товарищи и красноярских детей боярских и всяких чинов служилых людей и казачьих детей и учиня ополчение и урядников и ясаулов и дав им знамя. На нем же написан образ знамение Пресвятые Богородицы да Архангела Михаила, да две полковые пушки. И, ополча, послал против тех воровских киргизских людей велел их от города отбить. И они посланы, служилые люди, с ними, киргизы, на съезд. А стольники и воеводы Петр Савич да Федор Петрович Мусины Пушкины из города их, служилых людей, очищая из киргизских людей, к тем служилым людям не подпущал - бил с двух башен из больших пушек. И они, киргизы, с теми посланными служилыми людьми учинили бой и бились (-62) часа с три. И с помощью Божей и великого государя счастием у них, воров киргиз, убили на том бою двух человек лучших людей а достальных с поля сбили. А по списку на том бою было красноярских детей боярских и конных и пеших казаков и казачих детей и татар:
Дети боярские: Федор Самсонов, Василей Саламатов, Федор Рачковской, Матвей Близневской.
Драгуны: Иван Злотников, Иван Козмин.
Неверстанные дети боярские: Степан да Максим Монастырщины, Иван да Михайло Дорошкеевы.
Пятидесятники: Федор Мосин, Михайло Муруев.
-63
Конные казаки: Роман Торгошин, Ивашка Кошелев, Андрюшка Арзамасов, Фомка Потылицын, Жданко Черкашенин, Меркушка Курбатов, Куска Соловьев, Пронка Терской, Микитка Ошаров, Ивашка Ковригин, Филка Терской, Петрушка Лудкин, Федка Скрыповщиков, Федка Роскащиков, Гришка Потылицын, Пронка Замятнин, Ивашка Скрыповщиков, Ивашка Черкашенин, Ивашко Потылицын, Алешка Смолянинов, Данилко Толоконников, Ефремко Овдеев, Мишка Григорьев Лалетин, Ивашко Шувайко, Петрушка Журжин, Петрушка Сорокин, Гришка Пахоруков, Петрушка Потылицын, Митка Потылицын, Федка Павлов, Ивашко Шамров, Тимошка Алактаев, Петрушка Воротников, Лучка Золин, Сергушка Путимцов, Карпушка Круглой, Васка Коркунов, Самко Лопаткин, Андрюшка Коломнянин, Васка Устюжанин, Офонка Дардаев, Ефтюшка Старцев, Пронка Шахматов, Матюшка Терской.
Качинские татара: Тартучко Намугашев, Анахчорко Нохтин, Юручко Урлин, Табалай Киликин, Абымко Быжаков, Капеюгашко Таин.
-65
Стольника и воеводы Петра Савича Мусина Пушкина люди его три человека: Ларка Терентьев, Федка Щербак, Кипрюшка Терентьев.
Пешие казаки: Гришка Васильев, Парфенко Потылицын, Данилко Жданов, Ивашка Ростовцов, Исачко Лазарев, Федотко Портняга, Микулка Шураков, Ивашка Лалетин, Офонка Косово, Гараска Ошаров, Левка Белослудов, Ивашко Ванков, Гараска Степанов, Мишка Чагин, Левка Матонин, Микитка Копейщиков, Кирюшка Семенов, Яска Лозицкой, Андрюшка Скрыповщиков, (-66) Никонко Елисеев, Ганка Ошаров, Илюшка Бугаев, Стенка Пономарев, Данилко Потылицын, Евдокимко Харитонов, Петрушка Собачевской, Любишка Потехин, Сенка Карташ, Якушко Пономарев, Андрюшка Епифанов, Тимошка Плотников, Куска Макаров, Ивашка Михайлов, Трошка Власов, Ивашка Плотников, Наумко Саранчин, Микитка Степанов, Алешка Южаков, Микитка Кормилицын, Алешка Игумнов, Федка Вычагжанин, Петрушка Плотников, Якушко Бегунов, Петрушка Мосин, Якушко Потехин, Гришка Булатов, пятидесятник Сергей Иванов, (-67) Ивашка Черепанов, Пашко Мятельской, Елеска Сиротинин, Ивашка Хлепетин, Овдейко Пермяков, Ивашко Вятка, Сенка Макаров, Пронка Петлишной, Ивашка Белой, Якушко Светогор, Федка Смоленской.
Казачьи дети: Меркушка Потылицын, Бориско да Гришка Терские, Якушко Волченков, Митка Терской, Стенка Копеев, Митка Портнягин, Офонка Лалетин, Федотко Замятнин, два Ивашка Скрыповщиковы, Ивашка Семенов, Васка Потылицын, Якушко Скрыповщиков, Ивашко Суриков, Якушко да Васка Денисов, Сенка Шошин, Микитка Голощапов, (-68) Федка Красиков, Ивашка Спиридонов, Стенка Тархан.
И тогож числа прибежал в Красноярск из осады по стороннею дорогою качинской служилой татарин Анагчорко Нохтин. А в вестях сказал: качинские де служилые и ясачные татара от них киргизов города верстах в пяти сидят в осаде человек с 20 с женами и с детьми. И чтоб к ним послать на выручку служилых людей в прибавку к тем посланным служилым людем, чтоб им от них, киргизов, побитым не быть. И того ж числа стольники и воеводы Петр Савич да Петр Петрович Мусин-Пушкин видя что, их, воров киргиз, с поля збили, и по ведомости вышеписанного Анагчорки Нохтина послали к тем же посланным служилым людям в прибавку конных и пеших казаков и казачьих детей для выручки качинских татар по списку:
Конные: пятидесятник Иван Сиротинин, Якимко Соломатов, Гришка Косов, (-69) Петрушка Махнев, Ермачко Потылицын, Андрюшка Путимцов, Ивашка Тропин, Минка Дмитреев.
Пешие: Трошка Плотников, десятник Яков Потылицын, Максимко Черноусов, Спирка Потехин, Ивашка Соловей, Алешка Голощапов, Ивашка Хайлов.
И казачьих вышеписанных детей Ивашку Семенова с товарыщи 19 человек. И те посланные вышеписанные служилые люди Федор Самсонов, Василей Саламатов и с прибавочными людьми Иван Сиротинин с товарищи пошли за ними, ворами, ополчением в погоню крепкими местами подле реки Качи. И переправясь через реку Бугач ополчением пошли для выручки качинских татар к осаде. А они, воры киргизы, с третья (или [в]стретя) тех вышеписанных служилых людей учинили с ними бой и бились часа с три до захождении солнца и помощию божею и великого государя счастием на том бою киргиз двух (-70) человек убили а иных ранили. И качинских татар 20 человек с женами и с детьми из осады выручили и со всем кочевьем привели к городу. А они, вышеписанные враги, видя себе отмщение христианского народа крови, побежали на побег. А служилые люди с того бою возвратились в город. А нам, посланным всяких чинов служилым и охочим казачим детям и качинским служилым татарам, по сказке отбитого у них, киргиз, красноярского полону, если де бы Красноярцы их, воров, на другом бою на Солонцах в том воинском случае не одолели и с поля их не сбили и они де, по своему воровскому намерению и согласию, хотели идти в Красноярский уезд во все села и деревни и ясачные волости войною, отпустя в свою землю конской и рогатого скота табуны.