Александр Адольфович Жамойтин, родился 8 мая 1935 года в деревне Самаровичи Зельвенского района. С 1953 года работал в полеводческой бригаде. После возвращения со службы в армии был направлен на курсы в Жировичский техникум механизации сельского хозяйства (Жировичский государственный аграрно-технический колледж), затем заочно окончил агрономическое отделение этого же техникума. После окончания техникума в 1964 году был назначен заведующим производственным участком колхоза "Прогресс". Продолжал работать заведующим участком до 1974 года. В 1974 году был избран председателем колхоза «Молодая гвардия» Зельвенского района. С 1980 по 1995 годы – занимает должность председателя колхоза имени Держинского.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1972 года за достигнутые успехи Жамойтину Александру Адольфовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Избирался членом бюро райкома партии. Награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», медалями. В 2007 году имя А.А.Жамойтина занесено в Книгу Славы Зельвенского района
Семеняко Валентин Михайлович, белорус, уроженец деревни Лысково Пружанского района Брестской области, родился 10 июля 1963 года. В 1964 году семья переехала на родину отца в д.Теглевичи Зельвенского района Гродненской области. В 1980 году закончил Теглевичскую среднюю школу и поступил на физический факультет Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. По окончании университета в 1985 году получил квалификацию «Физик. Специализация «Оптика и спектроскопия». 15 августа 1985 года был назначен на должность учителя физики Словатичской средней школы Зельвенского района. В 1986-1987 годах работал директором Деркачской восьмилетней школы Зельвенского района. В сентябре 1987 года на общем собрании педагогического коллектива был избран директором Князевской средней школы. 21 июля 1997 года назначен на должность заведующего отделом образования Зельвенского райисполкома. 2 июня 2008 года переведен на должность заместителя председателя Зельвенского райисполкома. В марте 2018 года избран председателем Зельвенского районного Совета депутатов. 17 ноября 2019 года избран депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В 2003 году с отличием закончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Управление социальной сферой» с присвоением квалификации «Менеджер социальной сферы». Неоднократно избирался депутатом Зельвенского районного Совета депутатов. Награжден Почётными грамотами Зельвенского райисполкома, Гродненского облисполкома, Гродненского областного Совета депутатов, Министерства образования Республики Беларусь. Награжден высшей наградой Гродненской епархии – Коложским крестом ІІІ степени.
Член Союза писателей Республики Беларусь, республиканского общественного объединения «Белая Русь».
Из воспоминаний...
– Родился накануне Великой Отечественной войны – в 1941-ом. Моя мать работала в сельском хозяйстве, а отец был председателем сельсовета. Кто-то из местных стал предателем – донес оккупантам список местных жителей. Таких, как мой отец (занимавших руководящие посты), считали активистами советской власти – их немцы ставили «на учет» в первую очередь.
Это был уже 1943 год. Мне было всего два года, поэтому о событиях того дня знаю со слов родных. На дворе стоит холодный февраль. К нашему дому подъехали сани. В дом зашел тучный немец в серой шинели, за ним – три высоких солдата в черном. Главный подошел ко мне, погладил по голове, повторяя: «Гуд киндер!». Достал из пальто шоколад. Мать, явно нервничая, довольно резким движением отхватила меня к себе. И это, по всей видимости, не понравилось незваному гостю. Он сказал что-то по-немецки своим подчиненным. Те схватили меня и моего 12-летнего брата и бесцеремонно швырнули на улицу в снег. Меня – за шиворот, брата пнули в спину ногой – и в сани.
Всех нас повезли в гмину, т.е. сельсовет. Оттуда вместе с такими же семьями направили в Волковыск, затем – в Гродно и, наконец, в концлагерь под Белостоком.
Туда приезжали так называемые покупатели: бауэры (что означает в немецком «фермеры»), работавшие на земле, либо фабриканты, имевшие частный завод. Нас к себе забрал помещик Орст Григуль из поселка Сигилерт. Отец исполнял различные обязанности по хозяйству. Пока мать доила коров, я был при ней – лежал на соломе в коровнике. Брат мой любил лошадей, ладил с ними. За это помещик и сделал его личным извозчиком.
Жили в подвальном помещении. Нас кормили как попало. Чаще всего подгнившей капустой либо картофелем, хлебом с мякиной или опилками.
В поместье был старший рабочий – нечто вроде бригадира. Он всё с нагайкой ходил, угрожал нам. Сам же помещик Григуль не приветствовал такие методы. Видимо, потому что был инвалидом. Во время Первой Мировой войны, когда воевал на русско-германском фронте, ему оторвало ногу.
У хозяина был внук такого же возраста, как и я. Дети ведь тянутся друг к другу, и мы стали тайком общаться. Свидетельницей этому стала Эльза Григуль. Она наблюдала за внуком подстать гувернантке. Вскоре фрау рассказала обо всём мужу. И тот разрешил нам видеться, предупредив старшего рабочего, чтобы нас не трогал. Вскоре нам песочницу сделали, где мы вместе играли. Бутерброд (хлеб, масло, колбаска) поровну делили. Война войной, но и среди врагов друзья находятся.
Эхо войны приближалось к Кенигсбергу – на территории Польши уже слышались канонады советской армии. Помещик решил отправить нас к своим родственникам в поселок под Берлином. Там мы пробыли до 1945-го.
Помню, как американский солдат принес мне с полевой кухни кружку кипятка и сахарин – мне дали попить. Затем открыл консервы – разнесся такой вкусный аромат! Но съесть сразу всё не дали: сделали маленький бутерброд, а спустя два часа – чуть побольше. Говорили, нельзя объедаться: организм истощен – можно повредить пищевод. Так меня потихоньку откармливали.
Когда пришли наши, я ни слова не понимал – русского языка я не знал.
Очень скоро ввели нашу комендатуру: на одежду полякам нашивались буквы PL, белорусам – BR, россиянам – RUS и т.д. Нашей семье предлагали уехать в Германию, Францию, Англию и даже в Канаду. Но отец был неумолим: хотел на Родину.
Нам выделили телегу, похожую на цыганскую кибитку, и коней. Сказали: «Езжайте, куда хотите». И отец взял курс на Польшу. Вместе с нами была еще одна семья из Ленинграда: жена и дети летчика морской авиации Балтийского флота. Доехали почти до Белостока. Тут как раз шли бои за Кенигсберг, где генерала Черняховского смертельно ранили. Его тело везли на похороны в Вильнюс. Отец использовал этот момент: договорился, чтобы нас взяли в санитарный поезд. Так мы приехали в Гродно – считай, что домой.
По приезду на малую родину обнаружили, что Самаровичи сожжены. Нам дали пристанище в Князево, в имении помещика Дзюрова. С нами в доме жило ещё несколько семей. Мы впятером (нашлась сестра отца – когда в 1943-м пришли немцы, ей удалось сбежать) заняли четверть здания – приходилось спать на нарах.
Работы как таковой еще не было. Только в 1947 году было дано разрешение получать лес для строительства жилья. Так мы построили дом в Самаровичах. В 1949-ом я пошел в первый класс в местную семилетку, а после – в Кремяницкую СШ.
Отслужил в армии. Имея специальность столяра-краснодеревщика, устроился в строительную организацию «ГЛАВЛЕНИГРАДСТРОЙ». Поначалу возводили Выборгский Дворец культуры. Затем уехал на строительство Нурекской ГЭС на реке Вахш (Таджикистан) – это была Всесоюзная комсомольская ударная стройка. После вернулся домой. Окончив Институт физкультуры, стал тренером. А когда в школьную программу ввели предмет «Военная подготовка», преподавал в школах дд.Кремяница, Теглевичи, Князево. Так работал до выхода на пенсию. На заслуженном отдыхе занял себя столярством: кому-то окошко сделаю, кому-то дверь – лишь бы разнообразить досуг.
Однажды я был на экскурсии в Германии. Я и гид были узниками войны. Когда об этом узнали немцы, с которыми нас познакомили, они искренне сожалели о нашей судьбе. Почему к ним, как к потомкам немецкой нации, я должен чувствовать неприязнь? Конкретно они не учиняли расправу над миллионами судеб. Наша дружба с тем мальчишкой – внуком помещика – лишь доказывает, что простые отношения между детьми могут переродиться в нечто более высокое. В братский союз, если угодно. Спросите лишь у простых людей, что им нужно. (Источник www.zelwa.by)
Нарадзілася ў весцы Падбалоцце Зэльвенскага раёна Гродзенскай вобласці ў 1947 годзе. Бацькі Сідорка Людвік Людвікавіч і маці Алена Казіміраўна выхавалі трох сыноў і дзвюх дачок. Цяжка, але дружна жыла сям’я. У кожнага былі свае абавязкі, кожны вучыўся рабіць справу сумленна. Усё гэта ад мудрых і працавітых бацькоў. Маці – чулая, ласкавая і вельмі спрытная да працы. Яна не баялася выпрабаванняў, хоць і прадказала ёй маці, што цяжка будзе ў вялікай сям’і.
Тата заўседы быў заняты работай: то нешта майстраваў, то вырабляў аўчынку, то катаў валенкі. А гэта чалавек, які пайшоў на фронт і дайшоў да Берліна. Мае ўдзячнасць Вярхоўнага Галоўнакамандуючага Маршала Савецкага Саюза тав. Сталіна за прарыў абароны немцаў у наступленні на Берлін. Вось у такой сям’і і нарадзілася дзяўчынка Яніна. Надышоў 1953 год, і яна адправілася ў Падбалоцкую базавую школу, у якой правучылася да 1960 года. Яніна Людвікаўна з павагай і цеплынёй успамінае сваіх настаўнікаў: Жукоўская Ніна Іванаўна была арганізатарам школьнай самадзейнасці, умела зацікавіць школьнікаў, цікава выкладала рускую мову і літаратуру. Любоў да роднай беларускай мовы і літаратуры прывіла Ачапоўская Ганна Іванаўна .
У 1960 годзе Яніна Людвікаўна пайшла ў Крамяніцкую сярэднюю школу, якую закончыла ў 1964 годзе. Класнага кіраўніка Жамойціну Тэрэзу Адамаўну (Хмілеўскую) помніць і вельмі паважае.
У1969 годзе паступіла ў Мінскі дзяржаўны педагагічны інстытут імя М.Горкага на факультэт бібліятэказнаўства і бібліяграфіі. Пасля яго заканчэння працаваць давялося і ў сельскай, і ў раённай бібліятэках. Самы працяглы перыяд працы –у СШ №2 г.п. Зэльва.
Бог надзяліў Яніну Людвікаўну і талентам вершаскладальніка, які праявіўся вельмі рана, але найбольш яскрава раскрыўся ўжо ў сталыя гады. Яе заўсёды вабіў свет мастацтва, асабліва захаплялі вершы. Маленькая Яня была зачаравана іх паэтыкай і мілагучнасцю, таму невыпадкова звязала свой лёс з кнігамі і ніколі аб гэтым не пашкадавала. У царстве кніг яна стала сапраўднай каралевай, здольнай адказаць на любое пытанне, хутка знайсці любы твор, параіць і дапамагчы з’арыентавацца ў неабсяжным акіяне мастацкай літаратуры. Бібліятэчны гурток пад кіраўніцтвам Яніны Людвікаўны заўсёды быў папулярны сярод вучняў, а мерапрыемствы, якія яна ладзіла, уражвалі не толькі вучняў, але і настаўнікаў, і бацькоў.
Паэтычныя творы Яніны Людвікаўны спачатку гучалі толькі ў школе на святах і дома - для родных і блізкіх, затым яна пачала друкавацца на літаратурнай старонцы “Працы” “Зоры над Зяльвянкай” і ўвайшла ў аднайменнае літаратурнае аб’яднанне, а з 2006 года стала яго кіраўніком.
З – пад пяра Яніны Людвікаўны выходзяць творы рознай тэматыкі і жанраў. Вялікая нізка вершаў прысвечана сям’і і сямейнаму выхаванню. Так, “Сучасная сямейная байка” вучыць маладых пазбягаць канфліктаў, быць больш цярпімымі і стрыманымі. Аўтар з дапамогаю сатыры малюе карціну сямейнага быту, дзе мужык і жонка не могуць прыйсці да паразумення:
Яніна Людвікаўна ганарыцца сваёй сям’ёй. Да 82 – годдзя з дня нараджэння свайго бацькі, Сідоркі Людвіка Людвікавіча яна напісала цэлую вершаваную аповесць “З жыцця роду маракоў”, дзе ў цікавай форме распавяла аповед пра яго жыццё: успомніла і маладосць, і гады вайны, знаёмства з жонкай і сталасць. З асаблівым гонарам піша Яніна Людвікаўна пра захаванне памяці аб продках.
Для Яніны Людвікаўны бібліятэка – аптэка душы, і яна спадзяецца, што і для ўсіх людзей бібліятэка стане “храмам”. Шмат вершаў – прысвячэнняў узнікла падчас сустрэч з пісьменнікамі, якіх Яніна Людвікаўна запрашала ў госці ў сярэднюю школу №2. Ёсць у яе вершы пра Міхася Скоблу, Юрку Голуба, Валянціна Дубатоўку, Уладзіміра Мазго і іншых пісьменнікаў – землякоў. У 2005г. аддел бібліятэчнага маркетынгу Зэльвенскай цэнтральнай бібліятэчнай сістэмы выдаў зборнік вершаў паэтаў – бібліятэкараў “Паэзія – прафесіі натхненне”, куды ўвайшлі і творы Яніны Людвікаўны.
Родился в 1943 году в деревне Добросельцы Зельвенского района. После окончания десятилетки работал счетоводом, секретарем комсомольской организации. В двадцать лет стал председателем сельсовета. Четыре года службы в Военно-Морском Флоте. Затем председатель Зельвенского горпоселкового Совета, студент-заочник планово-экономического факультета института народного хозяйства. В 1971 году принял колхоз «Прогресс». Выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета БССР. Участник ВДНХ, депутат Кремяницкого сельского Совета депутатов, медаль «За трудовую доблесть», орден Трудового Красного Флага. Почетные грамоты ЦК КПБ, ЦК КПСС и Министерства сельского хозяйства СССР. Судьба отпустила М.И. Киселю только 50 лет жизни, и почти половину из них 22 года он стоял на капитанском мостике “прогрессовского ” корабля-колхоза. Имя Михаила Ивановича Киселя в 2018 году было занесено в Книгу Славы Зельвенского района.