Обзор источников

Экипаж «Н209»: «полярники», «заводчане», «военные»

Биография Николая Галковского известна гораздо хуже биографий других членов экипажа «URSS Н209». Это объясняется двумя причинами.

Во-первых, все остальные члены экипажа были орденоносцами. А при награждении любым орденом газеты часто публиковали биографию героя. В довоенном СССР ордена обычно давали за личное участие в известной героической истории. «Юбилейные» награждения или награждения «за выслугу лет» были нетипичны для довоенного СССР. Поэтому довоенные орденоносцы часто попадали на страницы газет и книг.

Во-вторых, Николай Галковский в 30-е годы был тесно связан с ВВС. А биографии начальствующего состава ВВС 30-х годов вообще плохо известны. В 30-е годы о них публиковали мало конкретной информации, за этим следила цензура. А до «старости» многие военные лётчики 30-х годов не дожили из-за Великой Отечественной войны и Большого Террора.

Эту ситуацию хорошо видно на примере биографий экипажа «Н209». Источники биографий можно поделить на три группы:

  • полярная авиация;

  • авиационная промышленность;

  • ВВС.

Периоды биографий, связанные с полярной авиацией, известны обычно очень хорошо. Достижения полярной авиации активно пропагандировались в СССР. Хронология многих перелётов известна с точностью до дня, большинство крупных довоенных полярных перелётов упоминаются хотя бы в одной книге. В Интернете огромный объём информации по полярной авиации 30-х годов собран на форме «Полярная Почта». Поэтому лучше всего известны «полярные» периоды биографий Леваневского, Левченко и Побежимова.

Периоды биографий, связанные с авиапромышленностью, известны гораздо хуже. В 30-е годы подробной информации публиковалась относительно мало, почти вся советская авиапромышленность была военной. Но позднее было опубликовано много интересных мемуаров (например, прекрасные мемуары Бориса Чертока) и исследований. Сейчас практически по каждом довоенному самолёту опубликованы серьёзные исследования на основе архивных документов. Поэтому сейчас известно довольно много деталей «заводских» периодов биографий Кастанаева и Годовикова.

Периоды биографий, связанные с ВВС, известны хуже всего. Это касается всего экипажа «Н209». Например, штурман Виктор Левченко около десяти лет прослужил в морской авиации. Но «военный» период его биографии мало известен. Мы не знаем названия частей, в которых он служил, и даты присвоения воинских званий (служебных категорий).

Конечно, деление экипажа «Н209» на «полярников», «заводчан» и «военных» условное. Все члены экипажа в разное время служили в военной авиации, «штатских» среди них вообще не было. Да и в 1937 году деление было нечётким. Например, Кастанаев в 1937 году был одновременно и заводским лётчиком-испытателем авиазавода в Филях, и лётчиком испытателем НИИ ВВС в Щёлково. А у Левченко «полярный» и «военный» периоды биографии были одинаково важными.

Мемориальные традиции: «полярники», «заводчане», «военные»

Деление экипажа «Н209» на «полярников», «заводчан» и «военных» позволяет понять проблему изучения биографии Николая Галковского. В каждой из этих трёх групп разные традиции сохранения собственной истории. У «полярников» очень хорошо развиты мемориальные традиции и краеведение. Поэтому полярные гидрографы в 50-х годах назвали мыс в память Галковского, а полярный краевед Попов в 80-х годах написал первую полную биографию Николая Галковского.

У «заводчан» мемориальные и краеведческие традиции развиты слабее. А огромные перемещения людей и заводов во время Великой Отечественной войны ослабили связь поколений. Но всё-таки Борис Черток издал в 90-х годах мемуары с интересными воспоминаниями о Галковском, а в 2000-х годах на территории завода в Филях наконец установили памятник экипажу «Н209». При изучении биографии Галковского обязательно надо учитывать воспоминания Леонида Кербера. Воспоминания Леонида Кербера своеобразные, в его воспоминаниях обычно нет конкретных фактов и чёткой хронологии. Но зато воспоминания Леонида Кербера ярко передают «дух времени» и содержат «солёные истории».

У «военных» мемориальные и краеведческие традиции развиты слабее всего. Трудно найти серьёзные публикации даже по истории «элитных» учебных заведений (например, по истории Севастопольской школы морских лётчиков 20-х годов). Теоретически, у «военных» имеются огромные архивы документов 20-х и 30-х годов. Практически «военные» до сих пор не опубликовали даже точную дату рождения Николая Галковского.