Братская могила казнённых 19.04.1943

22.10.2022 г. проходя через центральную аллею Слободского кладбища заинтересовало групповое захоронение 1943 года. Надпись на памятнике гласит: 

ГОСПОДИ, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. 

ЗДЕСЬ ПОКОЯТСЯ ЗВЕРСКИ УБИТЫЕ РУМЫНО-НЕМЕЦКИМИ ФАШИСТАМИ 19/IV 1943 г.

Тяжела утрата ваша

К вам приходим мы всегда

Смерть нас разлучила

Разлучила навсегда

Вы мир оставили

Родных осиротили

Радость матерей

С собой унесли.

Дорогим сыновьям от скорбящих матерей.

Осуществлен поиск. И найдена статья в оккупационной газете "Молва", № 112 за 16.04.1943 г. под заголовком "Дерзкие налетчики"

Дерзкие налетчики

13 марта в 8 ч. вечера на квартиру г-жи Михайловой Марии, проживающей по Греческой ул. в д. № 5, ворвались трое бандитов, из которых двое были замаскированы и вооружены револьверами, третий же бандит был без маски. В это время в квартире г-жи Михайловой находились: ее знакомая г-жа Федорова Акулина, проживающая по ул. Щелакова в д. № 19, и приемный сын хозяйки квартиры — Рождественский Анатолий, 20 лет. Ворвавшись в квартиру, бандиты приказали находящимся в ней поднять руки вверх, после чего связали руки г .г. Михайловой, Федоровой и Рождественскому и начали шарить по квартире, связывая в узлы носильные вещи. Бандитами были похищены драгоценности и ценные носильные вещи, а именно: кольцо с бриллиантом, серьги с бриллиантами, часы золотые дамские фирмы Мозер, одно обручальное кольцо, одно демисезонное пальто, одно каракулевое пальто, пять дорогих отрезов на костюм и дамские платья, пару новых дамских туфель и весь наличный капитал, находящийся у хозяйки квартиры — 150 РККС. Не довольствуясь грабежом, бандиты, обнаружив в доме бутылку со спиртом, разбавили его водой и предложили хозяйке попробовать. После этого, убедившись в том, что спирт не отравлен, бандиты принялись пировать, ведя себя до высшей степени нагло и подтрунивая над связанным Анатолием Рождественским. В заключение один из бандитов выстрелил из револьвера над ухом г-жи Михайловой, заявил остальным своим приятелям, что «пора сматывать удочки, делать нам здесь больше нечего! Пора шабашить»...

Перед уходом бандиты предупредили, что тем, кто заявит о случившемся в уголовный розыск полиции, не сдобровать и не уйти от мести преступников. Уголовный розыск I района полиции, узнав о грабеже, принял немедленно энергичные меры к отысканию грабителей. Имея большой опыт по выявлению и борьбе с уголовным элементом, начальник розыска и его помощник умело приступили к делу. Профессиональное чутье подсказывало им, что дело обстоит не совсем чисто, и что Рождественский Анатолий, имевший в прошлом судимость за кражу и отбывавший заключение в тюрьме, имеет скрытые связи с налетчиками, о чем, однако, не подозревает ни его приемная мать, ни ее подруга. Но из-за отсутствия улик пришлось отпустить на свободу временно задержанного Анатолия Рождественского, который в категорической форме отрицал свое участие и знакомство с налетчиками и за которого просила пострадавшая, вполне доверяя своему приемному сыну.

3 апреля уголовный розыск вторично арестовал Анатолия Рождественского, располагая полными основаниями лишить его свободы. Трое задержанных на летчиков — Николай Полибзо, 19 лет, проживающий по ул. Толстого в д. № 4, Григорий Кадуков, 18 лет, проживающий по Нежинской ул. в д. № 2, и Валентин Фрибуцкий, 17 лет, проживающий по Кузнечной ул. в д. № 39, не пытались скрывать того, что грабеж был совершен по договоренности с Анатолием Рождественским, который информировал членов шайки о всех ценных вещах, находящихся у его приемной матери, и о времени, когда наиболее безопасно и безнаказанно можно совершить бандитский визит.

Выданный своими товарищами, Анатолий Рождественский признался во всем и вел себя, как и все участники банды, чрезвычайно цинично, не выражая ничем, своего раскаяния и не признавая низости своего поступка по отношению к любящей его приемной матери. Один из грабителей — Кадуков пытался покончить самоубийством, находясь в тюрьме, и порезал стеклом вену левой руки. После оказания ему скорой помощи, преступник был водворен снова в тюремную ка меру, где ему была оказана медицинская помощь. После окончания следствия четверо преступников были направлены в Военно-Полевой Суд, где понесут наказание по всей строгости законов военного времени.

Одесская газета, № 85,11.04.1943