Палисад семьи Щепотьева Иосифа Львовича

Место захоронения

Иосиф Львович Щепотьев был рождён 16 ноября 1900 года в слободе Алфёровка на Хопре, в Воронежской области, под Борисоглебском.

Отец - Лев Аполлонович Щепотьев, регент церковного хора (1870-1935). Мать - Агриппина Савельевна Щепотьева, урожденная Малеванская (1882-1917), из крестьян.

И.Л. Щепотьев получил вначале педагогическое образование, а затем обучался медицине в Харькове, ветеринарии - в Воронеже.

После завершения медицинского института (где одним из его учителей был известный анатом В. Воробьёв, бальзамировавший В.И. Ленина) работал врачом, но рутинная практика, с однообразными процедурами и назначениями, разочаровала его. Именно поэтому третьим высшим образованием и стала ветеринария.

С 1931 года жил и работал в Одессе. Работал в сельском хозяйстве Одесской области, был создателем станции искусственного осеменения скота, работал ветврачом на ипподроме, в зоопарке. С 1934/1935 гг. обучался гомеопатии у известного одесского доктора медицины Александра Алексеевича Петлина, работавшего на улице Внешней (Мечникова), в доме № 68. Позднее И.Л. Щепотьев стал ассистентом д-ра А.А. Петлина. В конце 30-х гг. д-р И.Л. Щепотьев был приглашён в Одесский сельскохозяйственный институт (ОСХИ) для организации факультета животноводства, где работал деканом и преподавателем и в период оккупации (во-первых, для сохранения научных разработок, музея и коллекции; и, во-вторых, для оказания необходимой помощи остающимся в городе подпольщикам). Работа при оккупантах, разумеется, послужила поводом для гонений после освобождения Одессы.

В результате бомбёжки 17 сентября 1941 года получил серьёзные ранения, но чудом остался жив (вместе с женой - Лидией Алексеевной). Мать и тётя супруги в этот день погибли, как и все остальные обитатели одесского дома на ул. Толстого, 13.

Читал лекции и вёл практические занятия в ОСХИ и после войны. К радости доктора И.Л. Щепотьева, в ОСХИ у него были единомышленники по использованию гомеопатических препаратов у животных (и вскоре они появились и среди глав совхозов, колхозов и жителей села). В 1949 году был уволен из Вуза. Сыграли роль и оккупация, и «аполитичность» лекций в начале периода борьбы с космополитизмом.

Вернулся к врачебной деятельности в качестве врача-гомеопата. Вёл приём в поликлинике (на ул. Ласточкина), затем на дому, в Колодезном переулке (пер. Вице-адмирала Жукова, №7). Гомеопатические препараты использовал из нескольких источников: из одесской аптеки №6, из Ленинграда и Москвы, готовил их сам, а также из Германии (где служил родственник И.Л. Щепотьева). В начале 50-х гг. ему запретили приём, но было получено разрешение на применение гомеопатии в лечении скота и домашних животных. В связи с чем И.Л. Щепотьев работал в совхозах Одесской области. В 1951 г. семья переехала в г. Новохопёрск (в родные места), но, вскоре, все возвратились в Одессу. С 1953 года проживали на Ближних Мельницах (ул. Зелёная, №43). Несмотря на запрет, д-р И.Л. Щепотьев продолжал практиковать - вероятно, следуя клятве Гиппократа: к нему обращались многие и многие. Немало он сделал и для гомеопатического сообщества: рассказывал о преимуществах гомеопатического метода, помогал в издании книги Т. Липницкого, а также в изготовлении и распространении по стране бюстов С. Ганемана. Преследования продолжались. Чиновники отступили, когда в начале 60-х гг. И.Л. Щепотьев стал документально подтверждённым членом Московского научного общества врачей-гомеопатов, возглавляемого В.И. Рыбаком.

Доктор Щепотьев приносил пользу населению области и их питомцам приблизительно до конца 60-х гг. прошлого века. Затем, всё чаще, стали давать знать о себе старые травмы, моральные и физические. В 1973 году он перенёс первое острое нарушение мозгового кровообращения, а после второго (в октябре 1974 года) скончался 19 декабря того же года. Врач и гуманист И.Л. Щепотьев был похоронен на Втором Христианском кладбище города Одессы.

И ещё долгие годы семья доктора Щепотьева получала от благодарных пациентов тёплые письма с благодарностями и добрыми пожеланиями. Их были тысячи, и сотни - просто спасённых от смерти.

Все братья И.Л. Щепотьева, несмотря на суровые советские будни, невзгоды и лишения, также заняли достойное место в жизни и обществе. Старший его брат - Алексей Львович Щепотьев, занимал пост ректора Воронежского университета, был репрессирован и расстрелян в 1938 году (позднее, в 60-е гг., был реабилитирован). Младший брат - доктор биологических наук, дендролог Фёдор Львович Щепотьев, жил и работал в Харькове, затем в Донецке, где и скончался в 2000 году. Ещё один брат - Александр Львович, был учителем, жил и работал в ст. Кореновской Краснодарского края, и умер в 1960 году.

Доктор-труженик и заботливый семьянин, коллега И.Л. Щепотьев ценил жизнь и натуру во всех её проявлениях. Ему не были чужды искусство и музыка (как видно, поэтому его единственный сын, Сергей Иосифович Щепотьев, проживющий в российском г. Павловске, сегодня известен своими литературными твореньями на самые разные темы, и не только в писательском, но и в искусствоведческом и киноведческом сообществах).

Отметим также, что доктор И.Л. Щепотьев - один из немногих врачей в истории мировой гомеопатии (наряду с С. Ганеманом, К. Герингом, П. Ортегой, М. Блэки, Д. Поповым), жизнеописанию которого посвящены книги. Его сын, С.И. Щепотьев, издал многотомную книгу «Преданья русского семейства», повествующую об отце и его родне, учителях и всех тех, с кем он общался в жизни.

В начале нынешнего года Российское Гомеопатическое Общество включило полную биографию одесского гуманиста, врача и педагога в книгу "Летопись Российской Гомеопатии (1824-1995)".

Информация о других членах семьи

MMXXIV-II-XXII-0310