Важнейшим событием боевой деятельности флотилии стало освобождение города Пинска, превращённого фашистами в сильный опорный узел. Пинск ещё в апреле-июне был подготовлен противником к круговой обороне, в городе находилась 50-тысячная вражеская группировка. По окраинам города, на тактически выгодных рубежах были оборудованы сплошные траншеи в две линии полного профиля, связанные ходами сообщения и усиленные железобетонными дотами. Основные линии траншей дополнялись отсечными позициями, прикрывались минными и проволочными заграждениями. На южной окраине города, по северному берегу Пины, имелось 7 железобетонных долговременных огневых точек, из которых простреливались все южные подступы к городу.
Командование флотилии 11 июля приказало 1 и 2-й бригадам кораблей оказать помощь войскам 61-й армии в овладении Пинском. 1-я бригада кораблей, в ночь на 12 июля, приняв в районе д.Теребень на бронекатера и сторожевые катера 1326-й стрелковый полк с вооружением, скрытно прорвалась в Пинск и высадила десант в юго-восточной части города. Весь первый эшелон десанта за 40 минут без потерь высадился в речном порту. Гитлеровцы только через 10 минут после начала высадки стали оказывать неуверенное противодействие десанту. Расчёт на скрытный переход и внезапность высадки десанта в 20 км. глубину от линии фронта полностью оправдался. Помощь в этом оказали и партизаны, уничтожив сторожевые посты и выделив лоцманов из местных жителей для проводки кораблей. Бронекатера и плавучие батареи своим огнём содействовали высадке и последующей деятельности десанта. 2-я бригада кораблей поддерживала артиллерийским огнём высадку десанта и наступление 397-й стрелковой дивизии на Пинск вдоль рек Ясельда и Пина. Десант из армейцев и днепровцев в Пинске действовал решительно и быстро, подавлял неорганизованное сопротивление противника, к рассвету овладел всей юго-восточной частью города и вышел на подступы к центру. Особенно смело действовала группа моряков, высаженная с первым броском десанта.
Старшина 2 статьи В.Г.Канареев, краснофлотцы Л.Д.Куколевский, В.Я.Кириллов скрытно подобрались к городскому кинотеатру, бывшим в то время казино, где обнаружили и подорвали противотанковыми гранатами большую группу гитлеровских офицеров. Это создало панику и растерянность в рядах противника. Кроме того, Канареев со своим отделением прорвался к переправе, где лично уничтожил 2 дзота противника. Отбросив врага от переправы, отделение ворвалось в центр города, напало на лагерь военнопленных, перебило его охрану и освободило около 200 советских военнопленных.
Опомнившись от паники, гитлеровцы бросили против десанта танки и самоходные орудия, открыли сильный минометный огонь. В упорных боях бронекатера доставляли пополнение десанту, наращивая его силы.
12 и 13 июля высажены 3 десанта в ходе операции по освобождению г.Пинска и Пинского района. Такое количество десантов было высажено впервые в боевой истории речных флотилий. За время наступления на Припятском направлении флотилия наряду с высадкой десантов артиллерийским огнём нанесла значительные потери противнику, уничтожив 287 артбатарей, 19 отдельных орудий на огневых позициях, 69 пулемётных точек, 23 блиндажа, 6 складов с боеприпасами. В этот период корабли флотилии переправили 74240 наших бойцов, 1886 орудий, 1555 автомашин, 8408 повозок, 8275 лошадей. За этими сухими цифрами стоял массовый героизм моряков – днепровцев.
Особенно отличился десантный отряд днепровцев под командованием младшего лейтенанта Н.П.Чалого. В его составе было 33 краснофлотцев и старшин 66-го дивизиона дымомаскировки и дегазации. Именно их предложил командующий флотилией В.В.Григорьев комбригу В.И.Митину сделать десантниками. На что Митин возразил: «Это же тыловики! Дегазаторы! Они и стрелять-то толком не умеют!». А Григорьев подтвердил: «А вы попробуйте!» И отряд десантников был создан.
Из 33 днепровцев этого легендарного десантного отряда, участвовавших в освобождении Белоруссии, 11 стали Героями Советского Союза.
При высадке десантов в Пинске особенно отличились экипажи бронекатеров №43 и 92. Преодолевая плотную завесу миномётного, артиллерийского и пулемётного огня, эти бронекатера дважды в течение дня 12 июля прорывались в порт, высаживая подкрепления отважным десантникам. Подвиг героического экипажа БК – 92 (днепровцы Н.Насыров, А. Куликов, отец и сын Ольховские) бессмертен, их именами названы улицы Пинска.
Тяжесть Пинской операции заключалась и в том, что после 1-го десанта, уже днём 12 июля, немцы опомнились, организовались, сняли с фронта ещё 2 полка мотопехоты с танками и САУ, и навалились всеми силами на десант. Свыше 2-х суток десант, численностью всего около 1000 бойцов, при поддержке кораблей и плавучих батарей вёл неравный бой с превосходящими силами противника, включающими в себя 50 000 фашистский гарнизон и снятые с фронта 2 полка мотопехоты с танками и САУ. Даже вода порой кипела от разрывов пуль, снарядов и мин. Все попытки фашистов уничтожить десант и выбить его из Пинска не удались. Совместными усилиями десанта, армейских стрелковых дивизий и кораблей флотилии 14 июля Пинск был полностью очищен от противника. В боях за освобождение Белоруссии моряки-днепровцы с честью выполнили поставленные перед ними задачи.
В центре фотографии 14-летний Олег Ольховский, который погиб 12 июня 1944 года на бронекатере № 92 в бою при освобождении Пинска в один день вместе с отцом П.Е.Ольховским. Посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. Отец и сын похоронены в г.Пинске в братской могиле в парке культуры и отдыха им.Днепровской военной флотилии, где сооружён Мемориальный комплекс освободителям.
Тяжелые бои за освобождение Пинска закончились утром 14 июля, когда с севера в Пинск ворвалась 397-я стрелковая дивизия 61-й армии и соединилась с десантом.
В боях за Пинск моряки проявили стойкость и храбрость Командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский объявил благодарность морякам «...за дерзкую операцию по высадке десанта в центр занятого врагом Пинска».
Войскам, участвовавшим в освобождении города Пинска, Верховным Главнокомандующим объявлена благодарность. В их честь 14 июля 1944 года в Москве был дан артиллерийский салют 20 залпами из 224 орудий, а наиболее отличившимся из них: 12-й и 55-й гвардейским стрелковым дивизиям, 228-му, 446-му, 447-му, 1323-му и 1326-му стрелковым полкам, 38-й инженерно-саперной бригаде и 233-му инженерно-саперному батальону, 106-му отдельному полку связи, 421-му отдельному линейному батальону связи, 437-му отдельному радиодивизиону и 390-й отдельной телеграфно-строительной роте связи, 3-му и 4-му дивизионам катеров тральщиков и 1-му отдельному гвардейскому дивизиону бронекатеров — приказом от 23 июля 1944 года было присвоено почетное наименование “Пинские”.
В приказе Верховного Главнокомандующего говорилось: “Войска 1-го Белорусского фронта, форсировав реки Ясельда и Припять, сегодня, 14 июля при поддержке Днепровской речной военной флотилии штурмом овладели центром советской Белоруссии городом Пинском — важным опорным пунктом обороны немцев на Брестском направлении.
По итогам операции «Багратион» Днепровская флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Этой же высокой награды были удостоены 1-я и 2-я бригады речных кораблей и 2-й гвардейский дивизион бронекатеров. Три тысячи днепровцев награждены орденами и медалями, а 11 из них стали Героями Советского Союза.
В штурме Пинска в июле 1944 года отличились десять моряков-днепровцев — Владимир Канареев, Владимир Кириллов, Леонид Куколевский, Галям Мурзаханов, Михаил Пономарев, Геннадий Попов, Николай Сикорский, Александр Столяров, Григорий Тупицын, Александр Фирсов. За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм они были удостоены высокого звания Героев Советского Союза.