Воронежская игрушка
На воронежской земле гончары появились одновременно с появлением постоянного оседлого населения. Это связано с освоением «степи» русским государством и относится к концу XVI-XVII вв. Археологические находки подтверждают существование гончарства на территории Воронежской области со времён верхнего палеолита. Места по рекам Дон и Воронеж стали заселять выходцы из разных уголков Земли русской.
Наличие в Воронежской губернии богатых залежей различных сортов глин сделало возможным развитие кирпичного, печного, изразцового и кафельного производств и гончарного дела. Статья «Воронежская губерния» в Энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И.А. Эфрона содержит следующую характеристику: Губерния очень богата разными сортами глины: сукновальная, горшечная, чёрная и жёлтая, красная, белая глина мраморного струистого цвета, ценная огнеупорная глина. С развитием торговли возникали промысловые и ремесленные «гнёзда»-места, где рыночный спрос и творческая фантазия умельцев порождали различные формы ручного труда, дающего доход. Сбыту ремесленных изделий способствовали ярмарки. Ежегодно их проводилось до пятисот в губернии.
Редкое село не имеет своей ярмарки», — писала в 1851 г. газета «Воронежские ведомости». Мастера Карачуна, Кривоборья, Оськино, Бутурлиновки, Коротояка, Среднего и Нижнего Карачана, Троицкого, Новохопёрска, Калача, Клёповки, Гвазды, Ступино, Ендовище, Пузево, Белогорья, Борщёва вывозили на ярмарки более 50 наименований только гончарной посуды.
Общепринято мнение, что гончарному промыслу почти повсеместно сопутствовало изготовление игрушки. Спрос и потребность в ней существовали всегда. Местные гончары участвовали в этом процессе.
Находки во время раскопок и строительных работ, при проведении весенних работ дают свидетельства в виде фрагментов глиняных игрушек. Однако сведений, достаточных для того, чтобы говорить о существовании оригинальной традиционной воронежской игрушки, нет. Во всяком случае, здесь не было промысловых центров, в которых лепка игрушек выделилась бы в самостоятельное направление.
В литературе упоминание и описание старой воронежской игрушки появляется в первой трети XX в. Это статья Н. В. Валукинского «Глиняные игрушки». В этой статье приведены рисунки пяти игрушек. А также в книге Н. М. Церетелли «Русская крестьянская игрушка» (1933 г). Однако по всем признакам эти игрушки относятся к романовской игрушке, которую делали в селе Романово под Липецком. Липецкий уезд Тамбовской губернии был пограничным с Воронежской губернией и имел хорошие пути сообщения с ней, как сухопутные, так и водные по реке Воронеж. По данным энциклопедии Ф. Брокгауза и И. Эфрона, в 1913 г. по Воронежской губернии были проведены 674 ярмарки. Игрушки попадали в разные места. По видимому, изделия хорошо развитого романовского игрушечного промысла проникали и в сам Воронеж, и в более отдалённые районы области. Аналогичных примеров, относящихся к этому периоду времени, было немало. В 1928 г. в художественно-педагогический музей игрушки в Сергиевом Посаде поступила коллекция игрушек, также зарегистрированных как воронежские, но, без сомнения, являвшихся романовскими. (И.А. Колобкова «Романовская глиняная игрушка». Народное искусство. Исследования и материалы). И.А. Колобкова описывает в статье экспонаты из коллекции Государственного музея этнографии, по большей части не имеющих паспортов и отнесённые к Тамбовской или Воронежской (1923 г.) губерниям.
К сожалению, материальных свидетельств доподлинно воронежских игрушек, изготовленных ранее середины XX в., осталось мало.
Воронежские бабы-барыни
Очень интересные воронежские бабы-барыни начала XX в. хранятся в коллекции Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге (Альбом «Искусство». И. Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка» 1975 г.). Они изготовлены из белой глины, имеют средние размеры, высота 15 см, лишены лепного декора и очень сдержанно расписаны штрихами и полосами в два цвета по естественному фону обожжённой глины.