Игорь Хентов

АМЕРИКА. ПОЭМА

Об Америке я пишу давно. Естественно, в связи с изменением политической ситуации, тональность моих опусов становилась всё более минорной, но я верю в конечный мажорный финал. Поэма сложилась сама по себе, и я посвящаю её всем многочисленным друзьям, ставшими в разное время американцами. Надеюсь, что не только они сочтут её актуальной.

2020-2021. English translations by Irene Yavchunovsky

АМЕРИКА, С ДНЁМ НЕЗАВИСИМОСТИ!
Мир многолик. В нём дворцы с катакомбами,Лёт в поднебесье и в бездну падения.Родина джаза и атомной бомбы,Время пришло – принимай поздравления!
Ты всех народов и наций обычаиВ жарком плавильном котле переплавила,И, придавая Фемиде величие,К ней уважение сделала правилом.
На громогласном и стройном фортиссимо,Духа твердыню явив в непреклонности,В культ бытия возвела независимость,Свергнув с пути роковые наклонности.
«Форды» хайвеями, путники стритамиДвижутся, как и проулками узкими,Немки флиртуют с весёлыми бриттами,Шведы пьют пиво с отвязными русскими.
Церкви и храмы стоят с синагогами,Споры ведут францисканцы с раввинами,И разногласья в приятии Б-гаГасят церковными тонкими винами.
Новое бес начертал испытание – Шабаш ведьм – малоприятный сюрприз – Тщетно и жалко лукавца старание,Если в основе здоров организм.
Кто пред тобой бьётся в жалкой истерике,Кто, ухмыляясь, в карман прячет кукиш.Счастья, удачи, здоровья, Америка,А остальное, надеюсь, ты купишь!
Я НЕ МОГУ ДЫШАТЬ!
Я не могу дышать от подлости,От превращенья мира в рынокИ полного забвенья гордости –Лобзания чужих ботинок.
Я не могу дышать от низостиПрикосновенья липкой лести,И от уничтоженья близостиК уму, достоинству и чести.
Я не могу дышать от мерзостиМолчанья при триумфе вора,И от печальной неизбежностиНемым быть зрителем позора.
Я не могу дышать от затхлости,Когда напитан воздух пыльюИ от неистребимой гадости,Смердящей падалью и гнилью.
Я не могу дышать – дыханиеСпирает – всё же Б-гу внемлюИ убеждён, что МирозданиеГотовит к очищенью землю!
I CANNOT BREATHE!
I cannot breathe because of vileness,Because the world has turned to market.We lost our pride, we bow in silence,Lick someone's boots, and think, we're lucky.
I cannot breathe because of baseness,The sticky flattery makes us blind,I see stupidity and lazinessInstead of faith and clear mind.
I cannot breathe because of filthiness,When triumphs one who is to blame,Because of misery and helplessness.We're speechless witnesses of shame.
I cannot breathe because of mustiness,Because of dusty, stuffy air,Because of lack of hope and trustiness.Just stink and rot are everywhere.
It's hard to breathe from instability...I can't but pray, just pray and hope –The Universe will find abilityTo cleanse out our poor globe.
ПИСЬМО ОППОНЕНТУ
Дорогой оппонент мой с далёкого берегаМиссисипи – возможно, Огайо, Миссури!Объясню, как могу – истреблять в себе белогоЯ не стану де-факто, а также де-юре.
Не могу надругаться над памятью светлоюРафаэля, Да Винчи, Мане, Алигьери,Паганини, Эйнштейна, Толстого и Беллоу, Моисея – воздастся всем сущим по вере.
Я привёл восьмерых в соответствии с рифмой,Тех, чьё место на тронах – отнюдь не на паперти – Им, вели что свой гений на бытия рифы,Несть числа – буду счастлив, коль Вы это знаете.
Если нет, то концертные залы с музеямиВам открыты (надеюсь, найдётся сподвижник),Где толпятся равно знатоки с ротозеями.Ко всему ждут на полках Вас умные книжки.
И вопрос в тот же час обратится ответом,И для счастья в душе приоткроется дверца.Дорогой оппонент, я желаю Вам светаВ, безусловно, открытом полемике сердце!
В том, что Б-г есть любовь, нет и малости спорного – Начертал Он пути и народам, и расамИ не даст истребить йоту малую чёрного –Мир немыслим без спорта, и блюза, и джаза.
Небеса существуют в гармонии с водами,Человек и в тумане путь ищет свой к Раю,Бесы ушлые в тесном родстве с кукловодами.С уваженьем. Поэт Игорь Хентов. Израиль.
ТРАМПУ
В Америке скандалы и дебаты:Лютует непрестанно леди-вамп,Бушуют повсеместно демократы – Им не по нраву мистер Дональд Трамп!
Тоска сердца их гложет по Обаме,По безработной конченой шпане,По гопникам в Техасе, Алабаме,Айове, Мичигане и войне.
Вынь да положь им банды наркоманов,Разгул антисемитских шабашей,Притонов сотни, тысячи шалманов,Грозящих блеском финок и ножей.
Они подобны подзаборной своре,Что лает наугад в кромешной мгле:Плут на плуте, а также вор на воре,С профессорским апломбом на челе.
Но правда жизни всё ж над миром реет.Знай, президент, что, вместе строя дом,С тобой испанцы, русские, евреи,Но те, кто люди, с честью и умом!
АМЕРИКА
Только воля – истерика Не решает вопрос:Содрогнётся Америка – Закачается ось,Прекратится кружениеПо орбите Земли,Волн гигантских явлениеРазмозжит корабли,Недра выльются лавою,Взор померкнет небес,И покроется славоюВраг Вс-вышнего бес.
«Торжество» революцииПриведёт лишь к беде – К казням и экзекуцииСтарцев, женщин, детейИ к повышенной смертностиПолных жизни мужчинВ роковой повседневностиСредь весомых причин,И безумие сбудется,И обрушится мир,В Миннесоте аукнется – Отзовётся в Перми,В Осло, Риме, Израиле – Такова круговерть.Исключений нет в правиле – Мрак в умах сеет смерть.
Жизнь, увы – даты в метрике,Та, иная графа,И под нею в Америке,Рубит сук «Антифа»,Вышивает не бисером – Дробью рвёт жизни нить,Мчится изверг за извергом,Чтобы жечь и крушить.Демократии в действии Криминальный кураж – Разгулявшихся бестийЧумовой эпатаж.
…Волны катятся к берегу,Небо звёздное немо.Б-г вернёт нам АмерикуТвена, Скотта и Хэма.
США. «JOIN, OR DIE!*»
Шла пьеса бездарная, подлая,И бились паяцы в истерике – Так, волю убогая кодлаЛомала великой Америке,
И воздух, отравленный ложью,Накрыл смертным саваном землю,И хворь наносила на кожуУвядшей Свободы экзему.
И стало всё тайное явным,А явное – низким и гнусным,А гнусное громко и внятноВтирал в уши трус братьям-трусам.
Затем на колени пал жалкийПред, полным презренья, сбродом,Забыв назначенье янки,Орде беспардонной в угоду.
Бес вёл на закланье массы,Но тьма не была сплошь кромешной – Народы – да что уж там – расы Снабдил не впервой Б-г надеждой
В победу добра, чести, правды,Любви, смысла здравого в жизни,На то, чтоб стремились не к Аду – Взмывали к созвездиям мысли,
Чтоб внуки отважных ковбоев,Из всех государств эмигранты,Не ведали доли изгоев,Безумья не слушали мантры.
Плавильная печь не сломалась:В ней в мессы вливаются блюзы,И пылкую дочь ГватемалыЦелует пацан из Союза.
Не ленится кто, все при деле,И дарят и труд, и искусство.Америка, ты перемелешьЛюбое на свете паскудство!
Шагайте же, янки, по трапам,Летите сквозь тернии к звёздам,Идите за Дональдом Трампом, Пока это сделать не поздно! «Join, or die!» начертано предками,И в этом святая их гордость.«Join, or die!» Старайтесь быть меткими,Коль целитесь в крайнюю подлость.
Прим. *объединение или смерть.
ПИСЬМО СЭРУ ДЖОНАТАНУ СВИФТУ
Сэр Джонатан, Вам пишу – да хранит Вас Б-же! Факт, если странен, примите его на веру!Вновь лилипуты лютуют, и липкой ложьюВяжут, как путами, нового Гулливера.
Наш Гулливер и богат, и умён, наряден.А лилипуты – и в йоте не лгу, всё те же:Жадные, гнусные, делом и словом – бляди,В целом, как Вы понимаете, просто нежить.
Плюс с Гулливером гуигнгнмы* в друзьях, что нравомДобрые, умные, краше существ не знаю,А с лилипутами йеху** всегда орава – Вот уж уродов преподлых, коварных стая.
Понял я, сэр – Гулливером быть – свойство духа,И лилипутом – точь-в-точь – ни при чём тут внешность.Что лилипут вновь на троне сидит – стыдуха – За просторечье прощенья прошу, конечно.
Сэр Джонатан, шлют поклонники Вам приветы – Каждый в боях с лилипутами не был лишним.Сэр Джонатан, с нетерпением жду ответа.P. S. Есть уточнение – наш Гулливер был рыжим.
Прим. * раса, описанная Джонатаном Свифтом. Что-то между человеком и лошадью, обладающие завидным интеллектом и интеллигентностью.** отвратительные человекоподобные существа, населяющие страну добродетельных лошадей-гуигнгнмов из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта.
АПОКАЛИПСИС
Апокалипсис близок, что ясно без слов – С каждым часом приметы становятся чётче – Он в смешеньи, присущих природе, полов,В их отмене, являющей дьявола почерк.
Апокалипсис – в душах и разумах мрак,Взор застивший навечно под небом лучистым,Это, в краденом «Бентли», безмозглый босякИ наставник его, ставший ярым марксистом,
Это правда, которую втиснули в гроб,Против Б-жьих, в скрижалях начертанных, правил,Это расы любой негодяй-юдофобИ еврей, что глядит, как чужак, на Израиль.
Апокалипсис – тяжкая поступь орды,И пришельцев презренье к античным святыням,Запах горя и привкус безмерной беды,И ветра из далёкой и злобной пустыни.
Апокалипсис – это лукавая фальшь,Когда лижут ботинок чужой, с умиленьем, Ставший культом эпохи, цинизма кураж,Холуя лизоблюдство, раба униженье.
Апокалипсис – жуть «BLM», «Antifa»,В плоть земли ложь вонзает змеиное жало.В книге жизни идёт за главою глава – Знает Автор лишь, сколько страниц до финала.
Апокалипсис… Мерным набатом бьёт гром.Бесы слева застыли – все прочие справа.Кто из нас устоит в этом мире больном?Президент Дональд Трамп, Вам, конечно же, браво!
АМЕРИКА, ДА СПАСЁТ ТЕБЯ Б-Г!
Да спасёт тебя Б-г, сильных духом ковбоев земля!Пробил час: стала правдою ложь, воры выползли в судьи.Ещё миг, встанут крысы за мощный штурвал корабля,И забьются, как крысы, в случайные трещины люди.
Да спасёт тебя Б-г, инженеров, учёных земля,Воплощенье, в обличьи империи, вечного Рима!300 лет – это миг – начала созидать ты с нуляИ в кратчайшие сроки дошла до вершины Олимпа.
Да спасёт тебя Б-г, оскорблённых народов приют:Беглецов из России и Польши, Ирландии, Греции.Ты дала им закон и надежду, мечту и уют – У тебя вырывают из плоти огромное сердце.
Да спасёт тебя Б-г, о, Америка! Бей же, набат,Чтобы каждый услышал, кто истину чувствует кожей!И сольются молитвы в единый святой водопад,И сомкнутся валы над бездарною подлою ложью.
Да спасёт тебя Б-г, о, Америка! Били с тобойМы нацистов везде, где встречали, себя не жалея.Да спасёт тебя Б-г! … В небесах звёзд кружит ясный ройВместе с душами русских, поляков, ирландцев, евреев.
AMERICA, GOD SAVE YOU!
May God save you, the land of strong cowboys with courage and will.Thieves have turned into judges at this troublesome hour.Very soon the rats will take the powerful steering wheel.Like the rats, people must hide in cracks loosing power.
May God save the great land, the eternal empire like Rome.May God save you, the land of great scientists and engineers.Many years have passed since brave men came to build their home.You have risen. The peak of Olympus is near.
May God save you, the shelter for peoples oppressed at their land:They were fugitives from Greece and Ireland, Russia, and Poland.And you gave them the law, dream and comfort, and peace in the end.A huge heart is ripped out of flesh, dreams are stolen.
May God save you, America! Hit the alarm, and we callEveryone who can feel and can hear the truth with his ears!And the prayers will merge in a single and great waterfall,And the shafts will fall over meanness and dirty affairs.
May God save the Great Land that we love, that we trust,We defeated the Nazis thanks to mutual endeavor.Let a clear light stream in the sky of starsHover over the souls of Russians, Jews, Poles – forever.
АМЕРИКА, ДО СВИДАНИЯ!
Слышны пусть шакалов и вой, и лай,И ненависть плещется через край,И здание сгнило до основания,Но всё же, Америка, не прощай – Но всё же, Америка, до свидания!
ПРЕЗИДЕНТУ США ДОНАЛЬДУ ТРАМПУ
На вершине, известно, спирает грудь,И не каждый способен достичь вершины – Слишком труден и слишком опасен путь,И тому есть известные всем причины,
И стремиться к вершине – удел не всех,И ничтожества сызмальства это знают.Быть в ладу с вящей правдою – смертный грех – Так считали ничтожества и считают.
Не прощают ничтожества ясный взор – На костре уж под хохот горел Джордано,И клянутся на библии плут и вор,Напуская в сограждан умы тумана.
Дональд Трамп, дали воздуха Вы глотнутьИ Америке, и остальному миру,Показали изнанку игры и суть,Но история помнит победу Пирра.
Пауки паутину с душой сплели,Шулера с крапом картами сплошь ходили.Президент, очень горько, что Вы ушли,И великое счастье, что рядом были!
«Я ОБВИНЯЮ!»
Правосудью цена была ниже нуляВ Миннесоте, в процессе, как часто бывает,Но послышался голос Эмиля ЗоляТем, кто слышит в Америке: «Я обвиняю!»
Правды ради, услышали все, но, увы,Большинство оказалось трусливым, убогим,Ну, а рыба, известно, гниёт с головы – Голова, к сожаленью, отринула Б-га!
Меньшинство оплевали под взором небесИ Свободы святой не когда-то – сегодня,И до слёз хохотал с бесенятами бес,А потом хороводы водил в преисподней.
Крысы рано иль поздно сбегут с корабля – Будет так – не иначе, хоть истина дрейфит.Тем, кто видеть способен, заметны ЗоляИ еврей, капитан артиллерии Дрейфус.
Здесь иная подкладка, иной коленкор:Состоялся в Париже триумф юдофоба – В США вкусила Фемида великий позор,Удостоился вор золочёного гроба.
Офицер Дерек Шовин, знай, ты не один – Грянет час – ясный разум разрушит оковы.Чей-то муж и отец, и, конечно же, сын,Мы с тобою одной человеческой крови.
Что до кожи, нет разницы, знаю, тебе,Цвет каков у неё – всем равно уваженье – Что поделать? Замкнули лжецы на судьбеТок высокого, чтобы истлел, напряженья,
Но у них задрожит под ногами земля,И они будут ближе к геенне, чем к Раю.Пусть звенит на весь мир громкий голос Золя:«Растоптавшие совесть, я вас обвиняю!»

Игорь Хентов – член Союза писателей Москвы и Израиля, Интернационального СП, член Союза журналистов России, музыкант и филолог, лауреат международных конкурсов (Россия, Франция, Израиль). Окончил Ростовский Гос. Музыкально-педагогический институт по классу альта (ныне консерватория им. С. В. Рахманинова) и филфак Рост. Гос. Университета (факультет русского языка и литературы). Работал артистом и директором симфонического оркестра Ростоблфилармонии, школьным учителем, преподавателем Ростовского музыкального колледжа. Автор около 200 песен, 100 новелл и эссе; более 5000 афоризмов и эпиграмм под общим названием «Хентики»; либретто к рок-опере «Моисей», мюзиклов «Новогодние похождения кота в сапогах» и «Дракула», музыкальных номеров к мюзиклу «Аленький цветочек», рок-поэмы «Мы». Поэма на стихи Игоря Хентова «Боль Земли» для симфонического оркестра и детского и смешанного хоров (музыка композитора Игоря Левина), исполняемая на мировых сценах под управлением выдающегося дирижёра современности Миши Каца (Франция) стала лауреатом конкурса им. Д. Д. Шостаковича.