Лето 1941 года стало для Витебщины временем тяжелейших испытаний. В июле этого года здесь развернулись одни из самых кровопролитных сражений. Немецкое командование, осознавая стратегическую важность Витебска как ключа к Москве, бросило все силы на его захват.
Вот как описываются события 11 июля 1941 года в донесениях командующего 19-й Армией:
В ночь с 9 на 10 июля войска были переброшены в район Витебска. Противник сумел форсировать Западную Двину и занять деревню Улановичи. Командующий отдал приказ 162-й стрелковой дивизии атаковать врага, освободить Улановичи и отбросить его обратно за реку.
501-й стрелковый полк 162-й дивизии, сосредоточившись к 22:00 10 июля в районе деревни Сеньково, получил боевую задачу. Два батальона полка, совершив марш длиной 10-12 километров, в 3:30 утра 11 июля начали атаку на Улановичи.
Первоначальный натиск был успешным: противник, дрогнув, начал отступать, оставляя на поле боя пулеметы и другое вооружение. Однако с рассветом в небе появились вражеские самолеты, и наступление было остановлено. Батальоны залегли, а затем начали отход на северо-восток.
К 18:00 того же дня, удерживая позиции вдоль шоссе, батальоны обороняли кирпичный завод, расположенный в 5 километрах к северо-востоку от Витебска, и само шоссе. Для усиления обороны из Сеньково прибыла рота автоматчиков.
К 19:00 из района Витебска по шоссе на Велиж двинулись немецкие мотомеханизированные войска. До 22:00 501-й стрелковый полк продолжал вести бой, после чего начал отход.
Важно отметить, что 501-й стрелковый полк сражался без поддержки дивизионной артиллерии и противотанкового дивизиона, которые еще не успели подойти.
Эти скупые строки – все, что сохранилось в истории о боях 501-го стрелкового полка 162-й стрелковой дивизии. В архивах нет журналов боевых действий или списков потерь этой дивизии за 1941 год. Вероятно, документы были утеряны или уничтожены при выходе из окружения.
По данным архивов, на поле у бывшей деревни Батраки остались лежать погибшими два батальона 501-го стрелкового полка.
В Ольговскую школу ходили учиться дети из окрестных деревень. Среди них были ребята из:
· Барковщины (также известной как Барковщизна)
· Батруков (или Батраков)
· Разуваевки (или Разувайки)
· Савейковичей
· Горбатни
· Будницы
· Подберезья
. Куприки
Эти деревни были тесно связаны с Ольгово, и их дети составляли основу школьного сообщества.
Однако мирная жизнь была жестоко прервана. С июня 1941 года по июнь 1944 года деревня Ольгово оказалась под гнётом немецко-фашистской оккупации. Это было страшное время испытаний для всех жителей, и особенно для молодого поколения.
Многие из тех, кто когда-то сидел за партами Ольговской школы, кто учился и мечтал о будущем, не остались в стороне. В годы оккупации и войны они проявили невероятную храбрость и самоотверженность. Многие бывшие ученики и выпускники школы стали активными участниками партизанского движения и подполья, сражаясь за свободу своей земли. Другие ушли на фронт, где мужественно воевали против захватчиков.
Память об этих людях, их детстве, проведённом в стенах Ольговской школы, и их героическом пути в годы войны, навсегда останется в сердцах.
На территории современного агрогородка Ольгово в годы Великой Отечественной войны активно действовала группа патриотов, входившая в состав Витебского партийно-комсомольского подполья. Эта подпольная организация, возглавляемая выпускником Ольговской школы Евдокимовым М.И. (позывной «Миша»), развернула свою деятельность с лета 1942 года по октябрь 1943 года.
Подпольщики ставили перед собой важные задачи: вели активную антифашистскую агитацию среди местного населения, распространяли листовки, совершали диверсии на военных объектах врага, добывали оружие, а также организовывали побеги и выводили из оккупированных территорий советских граждан и военнопленных. Для своей деятельности они использовали десятки конспиративных квартир и явок, среди которых были учхоз «Подберезье» (связанный с выпускником Ольговской школы Грунтовым Ф.П.) и сама деревня Ольгово.
В состав группы Евдокимова М.И. входило 12 человек. Еще с августа 1941 года, до формирования основной группы, Еленская Е.А., Гвоздева М.Ф. и Сельчикова Н. оказывали помощь партизанской группе Бутьянова И.Д. – Бирюлина М.Ф., налаживая связи с коммунистами и комсомольцами в окрестных деревнях. С 1942 года Сельчикова Н. стала ключевым связным, поддерживая контакт с ответственным организатором Витебского подпольного обкома КП(б)Б по городу Кудиновым В.Р. и Витебским подпольным райкомом ЛКСМБ.
В подпольную работу активно включилась вся семья Евдокимова: его мать Наталья Ивановна, сестра Лидия, жена Тамара Терентьевна, а также сестра матери Гребенцова О.И. К ним присоединились комсомольцы Равков А., Макеев В.А., Терещенко И.Е. и ветврач Терещенко Т.И.
Особую роль в деятельности группы сыграл Ахрамович Ф.И., который, будучи полицейским в деревне Ольгово, на самом деле спасал людей от угона в Германию и помогал им выбраться из фашистских концлагерей. Благодаря его работе подпольщики получали ценную информацию о противнике: его укреплениях, расположении постов и контрольно-пропускных пунктов, а также о сотрудниках карательных органов. В мае 1943 года Ахрамович Ф.И., используя мину, доставленную Сельчиковой Н., уничтожил склад с бензином, где находилось 70 бочек и 3 автомашины с прицепами. В октябре 1943 года Евдокимов М.И. через Сельчикову Н. организовал взрыв в комнате офицера СД, что привело к гибели офицера.
Члены группы также устанавливали контакты с немецкими антифашистами и вели политическую агитацию среди военнопленных, которую проводили Макеев В.А. и Равков А.
С приближением линии фронта и в связи с вывозом населения в западные районы и концлагеря, деятельность группы была прекращена в октябре 1943 года. Однако многие ее участники продолжили борьбу с врагом в рядах Красной Армии. Среди них были Евдокимов М.И., Равков А., Макеев В.А., Терещенко И.Е. (погибли на фронте), Ахрамович Ф.И. и Евдокимова Л.И.
Карта близлежащих деревень от Ольгово