Возможно, более продуктивным будет заход «от противного». Мы можем начать рассматривать фигур, которых обыкновенно называют эмпириками, и постараться обнаружить в их учениях нечто общее, что позволило бы объединить их в одну группу. Правда, одного взгляда на эмпирический канон достаточно, чтобы заключить, что «более продуктивный путь» завел нас еще глубже в болото. Конечно, мы можем вытащить себя из него за волосы, прибегнув к утверждению, что всех этих эмпириков объединяет семейное сходство, и что глупо искать один развернутый набор достаточных и необходимых условий для того, чтобы охарактеризовать фигуру как эмпирика или не-эмпирика. Будучи согласными с последней частью тезиса, мы все же отчетливо ощущаем, что ответ, согласно которому группу объединяет «семейное сходство», не являясь неверным, совершенно точно является непродуктивным. Или, иными словами, что он является не искомым ответом, а уходом от него. Невозможность дать строгое определение еще не означает невозможности рассказать проясняющую историю.
Бросим еще один взгляд на наш канон. Он все-таки не совершенно неоднороден. В нем, если угодно, можно выделить различные «регионы», нарисовать «карту эмпиризма». Скажем, где-то на границе будут т.н. «эмпирико-ориентированные» философы, ставящие своей задачей корректное описание (реконструкцию/объяснение) эмпирического познания. В этой группе мы обнаружим людей вроде И. Канта и П. Стросона, где-то неподалеку мы обнаружим большую группу прагматистов, натурализм a-la Куайн, где-то на этой карте найдется место и феноменологии, и «трансцендентальному эмпиризму» Ж. Делеза, и элементам средневековой метафизики.
При этом можно не бояться слишком сильно размыть понятие эмпиризма, ведь теперь значение каждого наносимого на нее элемента определяется не самим фактом нанесения, а тем, что располагается вокруг, что располагается в отдалении и т.д.
Смажем эту карту эмпиризма, попробовав задаться вопросом — что вообще значит называть себя эмпириком? Какого рода обязательства это возложит на тех, кто решится охарактеризовать себя таким образом? Этот вопрос открывает новый виток нашей темы.