Война и Сущинский

Около 250 кинодокументалистов снимали на фронтах Великой Отечественной войны историческую битву советского народа с гитлеровскими захватчиками. Мы расскажем об одном из фронтовых кинооператоров — Владимире Сущинском.

Летом 1941 года, окончив ВГИК, он выехал, в составе съемочной группы Центральной студии кинохроники, в Сочи. Но разрешения на съемки долго не было, и группа переехала в Пятигорск, где Сущинский снял свой первый сюжет. Об этой съемке он писал: «Сегодня днем снимали для «Пионерии» племянницу Лермонтова вместе с пионерами в домике, где жил Лермонтов. Сегодня же снимали место дуэли Лермонтова и Мартынова»

В Пятигорске и застала его война. Некоторое время группа продолжала съемки, затем была отозвана Центральной студией кинохроники в Москву. В августе Сущинский был мобилизован в ряды Красной Армии. Всеми силами Владимир Александрович стремился попасть на фронт; он подает заявление о зачислении во фронтовую киногруппу, просит «направить... туда, где развертываются события». В феврале1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия.

В мае 1942 года Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора 2-й категории. 31 мая он прибывает в киногруппу Волховского фронта, которой руководил А. Лебедев. Здесь и были сделаны его первые фронтовые киносъемки. 2 8 июня в 59-Й армии он снял свои первые 260 метров, составившие три сюжета: «Переправа через р. Волхов», «Клятва гвардейцев» и «Начальник Волховской переправы». Съемки оказались удачными (все вошли в фильм «День войны»), хотя у оператора не было еще опыта и в фронтовых условиях: До конца 1942 года Владимир Сущинский снял еще 12 сюжетов; они вошли в Союзкиножурнал. В своих съемках оператор стремился показать обстановку переднего края» многообразие фронтовой жизни. В воинских частях привыкли к оператору, люди забывали, что их снимают. Так рождалась правда репортажа.

На Волховском фронте, в 70-ти километрах от Ленинграда, Сущинский делает ряд интересных съемок: «Год спустя», «Ледостав на Волхове», «Агитатор переднего края» и др. В характеристике, написанной начальником фронтовой киногруппы в конце 1942 года, отмечалось: «Т. Сущинский в своей работе проявляет напористость, инициативу и снимает в любой обстановке». Тогда же Сущинскому было присвоено звание инженера-капитана.

Новый 1943-й год ознаменовался новыми творческими успехами. В этом году оператор снял более 10 сюжетов: «Прорыв блокады Ленинграда», «В дивизии генерала Овсянникова», «У засохших лип», «Бои в районе Мги». Особенно выделял его работа в период прорыва блокады Ленинграда; оператор снимал, находясь непосредственно в боевых порядках войск, осуществлявших прорыв в районе Синявино, снял встречу Волховского и Ленинградского фронтов. За проявленное вовремя съемок мужество и отличную операторскую работу был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Наиболее примечательной работой... являются съемки боев за Мгу. Здесь в полной мере раскрылось творческое мастерство оператора и его необыкновенное мужество. Сам он писал об этих съемках: «Борьба за населенный пункт Поречье и восточную часть дома отдыха шла несколько дней. Это была борьба в траншеях, блиндажах, в развалинах большого поселка... и характерна эта борьба была тем, что проходила она в огневом мешке, созданном нашей и вражеской артиллерией». Обстановка была исключительно сложной. Все позиции противника были расположены на возвышенности, что очень затрудняло действия наших частей. Высокая плотность вражеского огня заставляла бойцов прижиматься к земле. Но мужественный оператор нашел в себе силы подняться и, стоя, снимал солдат. Сущинский шел вместе с передовыми частями армии, снимал в траншеях, только что отвоеванных у гитлеровцев.

Снимать приходилось в пасмурную погоду, вечером, в острых ситуациях. Посылая однажды материал на студию В Москву, оператор сделал приписку к монтажному листу: «Ввиду того, что съемка производилась в непосредственных боевых условиях, — перезарядка некоторых кассет производилась не в перезарядном мешке, т. к. это было невозможно из-за трудно-гей расположиться и того, что камера, руки были в кусках грязи и пыли, — возможен брак». Но брака не было.


Волховский фронт 1942 год

Волховский фронт 1943 год

Волховский фронт 1943 год

На подступах к Ленинграду 1943г.

Бои за п-ов Крым

Взорванный немцами мост через реку Волхов

В начале сентября 1943 года он прибыл на 4-й Украинский фронт в киногруппу М. Трояновского. «Во время обследования группы руководством киностудии в период боев за Мелитополь, — писалось в одном отчете, — было установлено, что т. Сущинский, добывая боевые кадры, большую часть своего времени проводит в авангарде наступающей Пехоты, деля с рядовыми бойцами трудности и опасности боевой жизни». С войсками 4-го Украинского фронта Сущинский был на Днепре, форсировал Сиваш, снимал освобождение Крыма, пришел на Карпаты.

С сентября 1943 до конца 1944 года Сущинский снял более 20 сюжетов. Среди них: «Ликвидация последнего левобережного плацдарма немцев на Днепре», «На Сиваше», «Бои за Крым», «Симферополь», «Бон на подступах к Севастополю и в Севастополе», «Материалы к освобождению Польши», «Война идет на Карпатах», «Гаубицы полковника Павленко на Карпатских высотах» и др.

Бои за Севастополь: Графская пристань

Восточно - Карпатская операция

Крымский вал

В.А.Сущинский с камерой

Форсирование Сиваша

В.А.Сущинский с камерой

Оператор думал о новых съемках. Он писал оператору Т. Асланову: «За материал февральский прислали телеграмму — сюжет занял первое место и дали премию 3000 рублей. Лучше бы вместо этих 3000 снять еще 300 м боевого материала».

В мае 1944 года, снимая бои за Севастополь, он вошел в город в рядах 2-го батальона 843-то стрелкового полка и снял первый ворвавшийся в город танк и водружение красного флага над Севастополем. Это был, как говорили тогда, «репортаж высокого качества».

В Ужгород он попал одним из первых, вместе с танковыми частями. Посылая пленку в Москву, он писал: «В настоящий материал входят съемки событий, развертывавшихся перед наступающей танковой бригадой. Стремительность движения вперед и нахождение оператора среди десанта на танке, следить с которого и заниматься съемкой попадающихся

интересных эпизодов было невозможно, делают материал отрывочным, неполным. Возможно, найдутся и совершенно несвязанные планы. Надеюсь на имеющийся у других операторов материал и выражаю надежду, что в общем комплексе эти отдельные планы свяжутся». В этом замечании весь Сущинский: снимая материал, он не думал об опасности...

В январе 1945 года Сущинский снял три сюжета: «Победы на высоте Ченстохов», «Краков», «Катовицы». Все эти сюжеты были отмечены премиями.

Во время съемок боев за Бреслау Владимир Сущинский погиб. За проявленную безграничную храбрость и высокое профессиональное мастерство В. А. Сущинский посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом Комитета по делам кинематографии при СНКСССР от 12 марта 1945 года Центральной студии документальных фильмов было предложено «смонтировать из лучших работ Сущинского спецвыпуск для показа среди работников советской кинематографии в учебных целях».

Бой за Бреслау. Место работы Сущинского

Бои за крепость Бреслау

Бой за Бреслау. Место работы Сущинского

«Володя снял свою смерть…

В один из дней, когда еще шли бои за первые, окраинные кварталы города Бреслау, был назначен штурм железнодорожной насыпи, за которой укрылся враг. Насыпь эта была высока. На пятиметровой высоте проходил железнодорожный путь.

Когда началась артподготовка, заговорили орудия, снаряды гвардейских минометов прочертили огневые трассы. Владимир Сущинский стал искать точку съемки, откуда бы открывался широкий обзор места боя.

Первым, до начала атаки, он вбежал на насыпь и, нацелив аппарат, стал снимать. Бойцы, еще ожидавшие начало атаки внизу, у подножия насыпи, увидели силуэт кинооператора, который стоял высоко, один, на совершенно открытом месте, лицом к лицу с врагом и снимал. Он снял перебегающих через насыпь наших пулеметчиков, а также разрыв вражеского снаряда, осколком которого он и был смертельно ранен. Володя снял свою смерть. Он продолжал снимать, даже падая на землю. Камера запечатлела деревья, которые словно бы падали в кадре вместе с оператором, сраженным врагом».

(Из воспоминаний Михаила Ошуркова

// Экран и сцена. 2000. № 22)

Сергей Иванович Грошев пишет:

«...22 февраля 1945 года в самый разгар боя, когда они вместе с пулеметчиками уже проскочили зону обстрела, рядом разорвался вражеский снаряд. Один из осколков смертельно ранил Сущинского в голову. Теряя сознание, он прошептал: «Камеру, камеру сохраните!»

Камеру сберегли, проявили пленку и последние кадры, отснятые фронтовым Сущинским. А через несколько дней погиб помощник Н. Быков.

В 1946 году Сущинскому посмертно была присуждена Сталинская премия. Затем вышел замечательный художественный кинофильм о нем — «По дорогам войны». На первый просмотр этого фильма я пригласил его отца Александра Гавриловича и сестру Калерию Александровну. С особым чувством и волнением смотрели мы этот фильм, переживая еще и еще раз судьбу кинооператора. В настоящее время именем В. Сущинского названа одна из улиц Саранска, в 1964 году усилиями учительницы школы № 14 Зои Павловны Деньгиной был открыт музей, посвященный его жизни и подвигу».

(Остановленные мгновения

// Изв. Мордовии. 2000. 22 февр.)