Биография Сущинского

ЖИЗНЬ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА СУЩИНСКОГО

Владимиру три года

Владимир Александрович Сущинский родился 5 сентября 1912 г. в Саранске, в то время уездном городе, входящем в состав Пензенской губернии. Семья Сущинских жила в доме № 8 по улице Красной (затем Первомайской, а в настоящее время — Красноармейской), тянувшейся по правому берегу реки Саранки в районе нынешнего парка имени А. С. Пушкина. Это название она, видимо, получила потому, что состояла из домов, построенных из красного кирпича.


Семья Сущинского

В 1920 г. Володя пошел в 1-й класс Саранской национальной школы № 7. С самого раннего детства он увлекался кино и фотографией, собирал афиши, открытки с портретами киноартистов, их биографии и кадры из фильмов. Дома он оборудовал уголок кино.

Четвертый класс Саранской национальной школы № 7

Владимир часто бывал у киномехаников, подружился сними, с интересом рассматривал аппаратуру. С их помощью он изготовил проекционный фонарик и по вечерам собирал малышей, своих друзей и, потушив свет в комнате, показывал им кадры, объясняя, о чем они рассказывают. Это были эпизоды из фильмов тех лет.

В 1923 году, в 11 лет, Володя стал пионером. В школьном кружке он с товарищами занимался фотографией.

В 1924 г. В. Сущинский окончил начальную школу. Затем после завершения семи классов в 1927 г. он поступил учиться в Саранский энергетический техникум. В 1930 г., получив диплом, он уехал по направлению на работу в город Куйбышев (ныне Самара). Будучи техником-энергетиком, Владимир продолжал увлекаться кино-делом, мечтал о профессии кинооператора. Единственный в стране Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) находился в Москве.


В 18 лет Владимир самостоятельно переехал в столицу, поступил на работу во Всесоюзный политехнический институт, трудился и готовился к вступительным экзаменам во ВГИК. Но в 1934 г. его призвали на действительную службу в армию. Он прослужил 2 года, а после демобилизации вернулся домой, в Саранск, и снова взялся за учебники, твердо решив стать студентом ВГИКа.

Конкурс в институт был очень большой, но старания и талант помогли Владимиру успешно сдать экзамены. Родителям и сестре Калерии прилетела радостная весть: «Принят во ВГИК». Это было в 1937 г.

В. А. Сущинский окончил институт в 1941 г. Это было грозное, а затем и трагическое время: на нашу Родину напали фашисты, началась Великая Отечественная война. Владимир был отправлен на работу в город Пятигорск, но вскоре обратился с рапортом, желая, чтобы его послали на фронт.

Сущинский в молодости

Сущинский среди друзей

Сущинский с камерой

Сущинский во время лекции во ВГИК






Жена Сущинского - Измайлова Мариам Хасьяновна - оператор игрового и документального кино.

Большую ценность для нас представляют воспоминания его друга юности Антонины Ивановны Батуриной

(январь 1969 г.)

«С Володей Сущинским у меня связаны лучшие годы юности в г. Саранске. В 1936 году Володя из Москвы прибыл в родной свой город. Он готовился для поступления в Московский кинематографический институт. Я помню очень хорошо, как ему хотелось учиться в этом институте. И вот мечты сбылись, что было большой нашей радостью.

Володя был очень хорошим товарищем и другом. Он любил коллектив. Это было особенной чертой его характера.

Так живо вспоминается его родной деревянный дом, около парка, а рядом река Саранка, огород и много, много цветов... Особенно запомнились роскошные кусты белой сирени. Лавочка во дворе и всегда много друзей и товарищей. Все было там молодо, весело, задорно и интересно, по-своему патриархально... уютно.

Он был общительным, компанейским человеком. Молодежь часто собиралась у них дома. Ярко встают в памяти отдельные вечера. В доме было культурно, гостеприимно. Я — тогда студентка, Мордовского пединститута, литературного факультета, — увлекалась искусством, поэзией, особенно кино и музыкой.

И вот именно в доме Володи можно было найти полное наслаждение. Нужно сказать, что Володя был одаренным, музыкальным человеком. В кругу друзей были студенты Саранского музыкально-драматического училища (Сима Корочков — баритон, Коля Напалков пел тенором). Приглашались на вечера пианисты. Там мы могли послушать и классическую, и современную музыку. Володя и сам садился за пианино и играл. Он любил играть быстрые, ритмичные, веселые мелодии. Помню его веселым, культурным человеком. Хорошо танцевал. й и вежливый. Тогда он — стройный, высокий молодой человек. Он выделялся культурой поведения. Трудно описать все. Но как живой встает Володя и все прекрасное прошлое, связанное с ним.

В один из вечеров было весело. Ребята и девушки танцевали, пели под аккомпанемент пианино. Володя, как сейчас помню, подошел к письменному столу и вытащил какой-то сверток. Он развернул его. Все устремились к нему. Наклонился, на полу развернул большие листы, аккуратно сложенные... И это были афиши, красочные, которые собирал и бережно хранил Володя с детства,

Это афиши картин с участием знаменитых кинозвезд: Мэри Пикфорд, Гарри Пилля, Чарли Чаплина и других. С каким особым интересом Володя показывал нам картинки! Вот откуда зародилась у него любовь к кино, что в последующие годы стало его основной целью жизни.

Володя всегда был активен и стремителен. Он увлекался фотографией. И сейчас у меня в альбоме сохранились его фотографии с надписями его почерком. У Володи был красивый почерк. Письма его были интересные. Володя много читал, любил спорт, особенно коньки. Живым и ярким воспоминанием навсегда остались прогулки летом на природу, в лес. И он всегда был с фотоаппаратом. Всегда впереди и всегда активный. В его натуре было уменье придумать интересное для всех. Добрый, вежливый, Володя любил глупить и смеяться. И всегда с товарищами, в кругу друзей. Мы все любили этого обаятельного человека, по-своему оригинального и милого. Он был в центре, и все товарищи стремились побыть с ним. В памяти ярко всплывает эпизод, когда мы все, друзья и товарищи, провожали его в Москву на учебу. В солнечный летний день мы все пришли на остановку — посопный мост. Подошел поезд. Володя поднялся на ступеньку вагона, распростившись, он долго махал рукой. И было очень грустно прощаться с этим замечательным другом.

Потом были письма из института, интересные, теплые и дружеские. И всегда присылал фотографии, которые фотографировал в Саранске, а отделывал в Москве. Видимо, родные места были ему очень дороги и в Москве. Вспоминается его задорный и в то же время добрый взгляд. У Володи многому можно было поучиться. Он был внутренне богат и в то же время скромен.

Что-то героическое скрывалось в нем. Это — человек одаренный и наделенный особыми человеческими качествами. И вот, наверное, почему, когда нужно было защищать от врата нашу Советскую Родину, Володя всецело отдал все свои замечательные качества, талант, силы, молодость, энергию, отвагу.

Последний раз я с Володей встречалась весной 1941 года. Это было за один месяц до начала Великой Отечественной войны. Я тогда работала в школе № 12 преподавателем русского языка и литературы. Мой муж, Гусев Валентин Иванович, был самым близким другом и товарищем его. Вспоминаю, к нам в квартиру пришел Володя. Он приехал повидаться сродными и зашел к нам. Мы пили чай и были очень рады встрече. Володя возмужал. С ним, как всегда, был фотоаппарат. Он охотно меня сфотографировал и пообещал сделать портрет.

Но не сбылись наши мечты. Война принесла много горя и слез. Муж погиб смертью храбрых в борьбе за Родину. И Володю я больше никогда не увидела.

Володя был страстным, отважным и решительным человеком. Эти черты были присущи Володе. Таким он остается бессмертным в моей памяти. Хочется пожелать нашим ребятам быть похожими во всем на этого замечательного человека, отдавшего жизнь за нашу любимую Родину».


Фронтовой журналист Сергей Иванович Грошев вспоминает:

«Шестьдесят лет назад я впервые взял в руки фотокамеру. Это был фотоаппарат «Юность», подаренный мне в1940 году, в день моего семнадцатилетия, Володей Сущинским, тогда еще студентом ВГИКа. Этот подарок, как оказалось, определил мой жизненный выбор: я стал фотожурналистом. И по огненным дорогам Великой Отечественной мне пришлось пройти сотни километров с фотокамерой так же, как и Владимиру Сущинском:

Наша семья дружила с семьей Сущинских, особенно связывало то, что с сестрой Володи Калерией я учился в одной школе, она была моей ровесницей. Моя мама часто навещала Сущинских, которые жили на Первомайской улице, прямо напротив входа в парк имени Пушкина. Она рассказывала, как гостеприимно её встречали родители Володи и Калерии — Александр Гаврилович и Александра Михайловна. И они были частыми гостями в нашей семье.

В школьные годы он увлекался литературой, музыкой, спортом и, конечно же, фото- и киносъемками. Он сам смастерил по своей конструкции первую в Мордовии любительскую съемочную кинокамеру, проекционную установку и создал первый школьный кинокружок.

После окончания средней школы в 1936 году он поехал в Москву и успешно сдал экзамены во Всесоюзный государственный институт кинематографии, а по окончании его, к началу Великой Отечественной войны, он был уже профессиональным кинооператором-документалистом».

(Грошев С. И. Остановленные мгновения войны

// Известия Мордовии.2000. 22 февр.)