История одного экспоната
Одно из центральных мест экспозиции ВИМ Тарутино занимает копия картины Петра Гесса (Хесса) «Сражение при Тарутине 6 (18) октября 1812» (авторы копии ленинградские художники В.Е.Моисеенко и В.А.Бувалец).
Интересна история создания самой картины и появление ее уменьшенной копии в музее.
Летом 1839 г. знаменитый баварский баталист Петер Хесс совершил длинное путешествие по России, собирая материал для исполнения заказанной Николаем I серии из двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года. Посетил художник и места тарутинского боя, и Тарутино.
Примечательны впечатления о Тарутине сына художника П.Гесса.
«Тарутино — самая красивая русская деревня из всех, которые мы до сих пор видели. Она состоит из больших и богатых деревянных домов, в которых живут очень зажиточные и хорошо одетые люди», - так писал молодой человек своем дневнике в августе 1839г.
Сама картина создавалась в Германии, была закончена 1847 году и передана в Зимний дворец в Санкт-Петербург. Размер картины 220х353 см. Находится в Государственном Эрмитаже. Коллекция «Немецкая живопись». В постоянной экспозиции не представлена.
Василий Яковлевич Синельщиков, стоявший у истоков создания музея в Тарутине, загорелся идеей «заполучить» копию картины в музей. Он находит живую поддержку в Калужском областном краеведческом музее.
После долгой переписки с Эрмитажем, почти год длились работы по изготовлению копии художниками Комбината живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда В.Е.Моисеенко и В.А Бувалец.
К концу 1973 года работы по изготовлению копии завершены, картина высохла и готова к отправке.
А потом она …потерялась в пути.
В.Я. Синельщиков занимается розыском картины и только 27 февраля 1974 картина, отгруженная со станции Ленинград на станцию Калуга по квитанции 142475, прибыла на станцию назначения и выдана Калужскому краеведческому музею.
К картине прилагался сопроводительный документ, в котором указано, что
копия картины художника П.Хесса «Бой при Тарутине» 21 ноября 1973 года принята Художественным советом Комбината живописно-оформительского искусства Ленинградского художественного фонда РСФСР. Авторы – Моисеенко В.Е. и Бувалец. Размер картины 132х238 см, цена произведения 4375 рублей.
(Для сравнения: в 1973 году стоимость автомобиля Жигули первой модели составляла 5600 рублей.)
А в 1975 году В.Е.Моисеенко передает в дар копию портрета генерала Багговута К.Ф. (с оригинала, находящегося в Галерее 1812 года в Эрмитаже). Копия сделана специально для филиала Калужского краеведческого музея в с.Тарутино.
В музее каждый экспонат имеет свою историю!
Описание картины.
Изображён решающий этап сражения после атаки десяти казачьих полков под командованием В.В. ОРЛОВА-ДЕНИСОВА. Казаки стремительно напали на части 2-го кавалерийского корпуса французов. «...В 9 час. утра, только что мы собирались отправиться на поиски фуража, как множество казаков напало на нас. Четвертая дивизия кирасиров и весь отряд Сегена были уже опрокинуты – все бежали в беспорядке». Так вспоминал в письме эти события французский кирасирский капитан. После разгрома неприятельских бивуаков казаки вернулись с богатой добычей и пленными. Захваченные врасплох некоторые солдаты так и остались в плащах, в которые закутывались на ночь, и в шапках, надеваемых обычно вне строя.
В левой части картины на гнедом коне изображён в профиль генерал Л.Л. БЕННИГСЕН. В группе его штаба находится генерал-квартирмейстер К.-Ф. ТОЛЬ и обер-офицер лейб-гвардии Семёновского полка с орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и прусским Pour le Merite. К ним приближается на сером коне командовавший казачьим отрядом генерал В.В. ОРЛОВ-ДЕНИСОВ. На нём красный мундир лейб-гвардии Казачьего полка, командиром которого он являлся.
Несколько казаков сопровождают пленных французских кавалеристов; среди них – карабинеры в белых колетах, золочёных кирасах и касках с красными гребнями, кирасиры в синих мундирах, серебристых кирасах и касках с конскими хвостами. Один из казаков высоко поднял штандарт 1-го кирасирского полка – первое французское знамя, захваченное русскими в качестве трофея во время Отечественной войны. Проезжающие лейб-казаки, которые отличались от прочих казачьих полков, носивших синюю форму, красными мундирами, приветствуют своего командира и трофеи.
В правом углу картины художник изобразил выезжающую на позицию роту Донской казачьей артиллерии.
Слева представлены части отряда, которыми командовал генерал Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ. Это лейб-гусары в красных ментиках. Они выезжают, держа сабли наголо, готовые к бою. Французский кирасир, помогающий раненому офицеру, просит о помощи. На втором плане, за гусарами, размещены лейб-уланы, а также драгуны и конная артиллерия. Сам Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ в гусарском вицмундире, в шляпе с белым плюмажем находится около БЕННИГСЕНА и отдаёт приказание офицеру Чугуевского уланского полка.
На заднем плане картины видны ещё продолжающиеся схватки между казаками и французской конницей, а также подходящие части неприятеля. Это МЮРАТ «... бросался на все биваки, собирал всех попадавшихся ему всадников и, как только успевал набрать таковых с эскадрон, так мгновенно бросался с ними в атаку... В течение всей своей военной карьеры Мюрат, прозванный "баловнем победы" (L'enfant gate de la Victoire), не был никогда ранен до этого дня, когда впервые пролил он кровь свою. Он получил удар пикой [донской казачьей] в бедро...».
Вдали видна церковь села Тетеринки, откуда неприятельская артиллерия ведёт обстрел наступающей русской пехоты.
Вооружение
На вооружении русской армии в 1812 году состояло холодное и огнестрельное оружие. Холодное оружие - булавы, шестопера, топор ополченца и коса партизана, кинжал, тесак, палаш, сабля и им подобные.
Огнестрельное оружие - пушка, гаубица, единорог, мортира, ружье, пистолет и т. п.
Огнестрельное оружие в 1812 году подразделялось на артиллерийское и стрелковое. Артиллерийское вооружение предназначалось для поражения различных целей на значительных расстояниях (до 2000 м). Орудия в 1812 году использовались трех видов: пушки, единороги и гаубицы.
Единорог – русское изобретение, орудие, сочетающее качества пушки и гаубицы, служит для стрельбы ядрами, гранатами, бомбами, а также картечью и брандскугелями.
Гаубица – французское орудие с небольшой длиной ствола, короче, чем у единорога. Стреляет в основном ядрами, гранатами или картечью.
Пушка – самое длинное из всех орудий, она стреляет ядрами и картечью.
Пушки, как и гаубицы, «стоят» в специальных деревянных или металлических станкáх, называемых лафетами. На лафете также помещался небольшой деревянный, окованный железом сундук. Он назывался лафетным ящиком.
Зарядка ружья времен войны 1812 года.
Для того чтобы произвести выстрел, солдату было необходимо: взять ружье на перевес, открыть затвор, скусить конец бумажного патрона и высыпать немного пороха на полку, зарыть полку, поставить ружье вертикально слева от себя, вытряхнуть остатки пороха в дуло, забить пулю с помощью шомпола. Солдат мог сделать в среднем 2-3 выстрела в минуту. Но после нескольких десятков выстрелов приходилось чистить ударный механизм, охлаждать ружье, менять кремень. Всего необходимо было выполнить 12 приемов.
Во время войны 1812 года огнестрельные оружия смогли выстрелить только один раз. Чтобы зарядить оружие вновь, приходилось выполнить все приемы сначала . Поэтому в бой шли острые шашки.К тому же ружья после 15–20 выстрелов так раскалялись, что требовалось время, чтобы они остыли.(ВСЕ ружья)
В музее представлена реплика французского пехотного мушкета модели 1777, обычно упоминаемому как "Charleville" вести из него прицельную стрельбу далее, чем на 110 метров, было невозможно.
Рядом с мушкетом в этой же витрине представлен пистолет французский AN-IX (реплика).
Этот пистолет был разработан для вооружения солдат кавалерии; он выдавался кирасирам, драгунам, гусарам, уланам и конным егерям. Причем парой пистолетов вооружались только кирасиры и карабинеры, остальные кавалеристы получали только по одному пистолету
Артиллерийские принадлежности.
Для заряжания орудий применялись специальные приспособления: банник с прибойником (щетинная щетка для тушения остатков тлеющего картуза, смачивалась водой с уксусом) - для пушек цилиндрической формы, для единорогов - конической. Прибойником досылали и уплотняли картуз. Для чистки канала ствола применялся скребок с пыжовником . Скорострельные трубки (камышинки, начиненные пороховой мякотью) хранили в трубочной лядунке . Расчет каждого орудия имел два пальника . В зажим пальника вставляли тлеющий фитиль. Так как после выстрела кончик фитиля отрывало, следующий выстрел производили другим пальником. В дождливую погоду применяли палительные свечи (в скатанную из бумаги гильзу длиной до 40 см помещали горючий состав). Такая свеча горела 5 минут, этого хватало, чтобы сделать пять выстрелов. Хранили свечи в латунном "свечнике" . Постоянным источником огня служил "ночник" (с дверцей и тремя отверстиями в дне (для доступа воздуха), внутрь помещали тлеющий в масле фитиль. Заряды переносили в зарядных сумах . Заряды переносили в зарядных сумах . Для чистки запального отверстия применяли протравники - медный и стальной, которые носили на перевязи подсумка. В расчете каждому артиллеристу присваивался номер, определявший его обязанности: № 1 действовал банником, № 2 носил зарядную суму, № 3 имел пальник и свечи, а № 4- трубочную лядунку и протравники. Эти артиллеристы именовались канонирами и обязаны были знать все правила заряжания и стрельбы. Остальные номера, выполнявшие роль подручных, назывались гандлангерами (с немецкого. - длиннорукие). Они носили дополнительные зарядные сумы и крюки с канатным тросом , использовавшиеся при накатывании и перемещении орудий.
Упряжь применяли хомутовую (с использованием хомутов) :
для l/2-пудового единорога запрягали восемь лошадей,
для 12-фунтовой пушки - шесть лошадей,
для 6-фунтовой пушки и 1/4-пудового единорога - по четыре лошади.
1/4-пудовый единорог конной артиллерии имел упряжку из шести лошадей.
Общий вес артиллерийских систем в походном положении составлял:
12-фунтовой пушки-1700 кг,
6-фунтовой-1090 кг,
1/2-пудового единорога-1600 кг,
1/4-пудового-1060 кг.