Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей – преимущественно через использование насилия.
Главным субъектом борьбы с терроризмом должно быть само государство, законодательная, исполнительная и судебная власти. В основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны.Стержнем предотвращения терроризма должна стать национальная идея – идея национального единства.
25 июля 1998 г. Президентом РФ (Ельцин) подписан Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Цель закона– определение порядка взаимодействия и координации действий спецслужб, а также гарантии граждан, которым причиняется вред в связи с участием в проведении контртеррористических действий.
Меры борьбы делятся на внутренние и международные. На внутригосударственном уровне можно выделить несколько направлений деятельности по противодействию терроризму:
· Улучшение контртеррористического сотрудничества и возможностей.
· Расширение профессиональной подготовки антитеррористических кадров.
· Усиление контроля за производством, оборотом и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ.
· Улучшение технического обеспечения, оснащенности правоохранительных органов.
· Пресечение финансирования террористической деятельности.
Усиление международного сотрудничества РФ по противодействию терроризму должно проходить по следующим направлениям:
· Обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших теракты, согласно соответствующим положениям национального права.
· Принимать активное участие в разработке и принятии модельных законов, регламентирующих различные аспекты борьбы с терроризмом.
· Оказание взаимной юридической помощи.
Методы борьбы:
1) Террористы не могут действовать изолированно, они поддерживают контакты с единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их. Пример: германские власти обезвредили группу Баадер-Мейнхоф («Фракция Красной армии») с помощью созданной ими компьютерной базы данных для сбора и анализа фактов, имеющих отношение к террористам.
2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятельность возглавляемых ими организаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Пример: арест лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана полностью парализовал деятельность данной структуры. К аналогичному результату привел захват лидера перуанской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана.
3) «Разделяй и властвуй». Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги и последователей. Прмер: в Ираке террористические группы воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным. Во многих случаях подобная конкуренция приводила к ослаблению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий в 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». При планировании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подобные разногласия.
4) Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся: искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и продовольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности.
5) Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющихся разногласий между ними. Пример: уничтожение лидера иракской «Аль-Каиды» иорданца Аль-Заркави. После совершения им теракта в иорданском городе Амман, иорданские спецслужбы установили его местонахождение и передали информацию американцам, в результате чего Аль-Заркави был уничтожен.
6) Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Пример: военное давление на Афганистан, Ливию и Ирак вынудило их прекратить поддержку террористических структур.
Терроризм как социальное явление имеет очень сложную природу, его возникновение и развитие зависят от многих факторов, среди которых наиболее важны – геополитические, культурные, социально-экономические, религиозные и психологические. Целый спектр предпосылок активизации терроризма в современном мире лежит в геополитическом измерении. Оно основывается на логическом продолжении и трансформации с учетом реалий сегодняшнего дня геополитики. Суждения относительно того, что жизнь государств и народов во всем ее разнообразии в большой степени обусловлена географическим окружением и климатом, - сопровождают социальное бытие человека на протяжении всей его истории.
Основными характеристиками современного терроризма являются глобализация, международная направленность, политическая многоликость и динамизм в изменении внешнего облика. Глобальный характер терроризма проявляется как по охвату стран, где функционируют террористические организации, так и по последствиям его деятельности для человечества, которые проявляются во всех сферах бытия человека: политической, экономической, социальной и духовной. География и скорость создания сети террористов просто ужасает. Только одна «Аль-Каида» разбросала свои щупальца по многим странам и континентам. Сегодня и сеть террористов, и их деятельность носят уже планетарный характер. И борьба с ним перешла из сферы национальной и региональной в сферу геополитическую. Да и сами террористы всячески стараются подчеркнуть именно свои мировые планы, свою нацеленность на преодоление вселенского зла, которое у них персонифицируется в зависимости от ориентации террористической организации. Ключевое слово, часто звучащее в террористическом дискурсе, - несправедливость. Во имя достижения своих целей рядовые бойцы террористического фронта готовы сражаться где угодно, ибо поле битвы для них – весь мир.
Для осуществления стратегических планов мало создать сеть террористических организаций, подготовить надежных бойцов, надо еще и финансово обеспечить их деятельность. Злые гении терроризма в этом преуспели. За последнее десятилетие исламистскими террористами была создана мировая модель управляемого терроризма с разветвленной банковской инфраструктурой. Поэтому вполне обосновано желание мирового сообщества перекрыть финансовые потоки, которые способствуют деятельности тех или иных террористических организаций и охватили своими щупальцами всю планету.
Говоря о геополитическом измерении терроризма, нельзя обойти вопрос о все возрастающей его связи с войной. В современных условиях вероятность возникновения мировой войны достаточно низка. Но война была и остается неистребимым элементом мирового сообщества. Век 21 уже не обходится без войн – войн, о которых в конце прошлого тысячелетия предупреждала Мадлен Олбрайт, называя их «будущими войнами» - войнами с терроризмом и террористами. Ее прогноз базировался на глубоком анализе терроризма и оказался абсолютно верным. И если в традиционной войне, где явно зафиксированные противоборствующие стороны, которые могли договориться о правилах ведения войны, то в войне с террористами есть только одна сторона, второй - не видно, она предпочитает раствориться в социуме и оттуда наносить удары по выбранным объектам; договориться с ней о правилах ведения войны невозможно. А ведь сегодня в руки террористов могут попасть такие средства уничтожения, о последствиях применения которых можно лишь догадываться. Человечество создало столько техногенных объектов, что их разрушение может иметь такие же последствия, что и применение оружия массового поражения. Речь идет, прежде всего, об атомных электростанциях, химических предприятиях, гидросооружениях и т.п. По всей видимости, можно констатировать тот факт, что реальность нанесения ущерба, имеющего катастрофические последствия, со стороны террористов какому-то отдельному государству на сегодняшний день маловероятна, однако научно-технический прогресс не стоит на месте и кто знает, что придумают они завтра. В любом случае терроризм превратился в серьезного вооруженного игрока на мировой политической сцене и не принимать это во внимание при анализе реалий современного мира опрометчиво.
Геополитическое измерение терроризма требует более пристального анализа проблем этноса, народа, цивилизации. В современном мире взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. И это несмотря на то, что миграционные потоки сегодня становятся все сильнее и сильнее и имеют тенденцию быть направленными от слаборазвитых стран в сторону «золотого миллиарда». Казалось бы, перемешавшись в этом мировом котле, мы все сблизимся. Но культурные традиции значительно сильнее, цивилизационное самосознание значительно устойчивее. Поэтому именно по цивилизационному основанию можно выделить определенную группировку и террористических организаций. Сегодня в этом плане наиболее зримы проблемы с исламским миром.
Понимая всю сложность проблемы терроризма, нельзя обвинять цивилизации, народы, государства в предрасположенности, восприимчивости к террористической деятельности. Делить государства на добропорядочных и изгоев более чем опрометчиво, тем самым провоцируется рост терроросреды в этих странах, возникает желание спецслужб «государст-изгоев» внести свою посильную лепту в борьбу за отстаивание национальной чести и достоинства. Было бы, наверное, проще для анализа и для выработки путей борьбы с терроризмом, если бы террористы активно действовали по линии цивилизационных разломов и бездействовали внутри цивилизаций. Но терроризм многолик. Сегодня одно из активных направлений в терроризме действует именно на основе этнической близости: так происходит и в благополучной Испании и Северной Ирландии, и в бедствующей Шри-Ланке. Поиск путей консенсуса труден, но он единственно правильный в условиях противоречивого и разнородного мира.
Само геополитическое измерение очень многопланово и дать всеохватывающий анализ в одном параграфе маловероятно. Для нас важно то, что сближение наций и народов в планетарном масштабе, процесс глобализации приобрел своеобразное преломление в терроризме. Он трансформировал процесс глобализации по-своему, и последствия этой глобализации по-террористически будут иметь серьезные последствия в 21 веке.